Получив квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг, мы редко обращаем внимание на их содержание. А почему бы нам, уважаемые земляки, не осмысливать, я бы выразился, не исследовать платежные документы, присылаемые нам различными обслуживающими организациями?
Предлагаю конкретный пример. ГП «Калужский областной водоканал» в конце марта — начале апреля разослало по адресам платежные документы. Многие горожане уже в последние дни марта обнаружили в своих почтовых ящиках платежки по оплате холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Две квитанции (запомните).
Автор этих строк, при первом обозрении их, понял, что должен оплатить стоимость доставленной и отведенной воды, а впоследствии ее очистки за март в срок до 10 апреля. Ну, что: услуги получил — плати. Только у меня вопрос: оплата за март? Но я же не сообщал еще показатели счетчиков, которые фиксируют доставку воды, отвода ее и очистку, а цифры в платежках уже указаны. Представлены показатели счетчиков на конец периода, что означает — на последнее число марта. А я держу в руках квитанции, в которых их уже обозначили.
В Кондровском участке «Облводоканала» растолковывали мне, что квитанции здесь не заполняют. Это, наверное, в банке «набивают» суммы и показатели. Но показатели-то счетчиков по итогам марта, вот они у меня, на бумажке записаны. Мартовскую платежку еще не заполнял.
Как движутся платежки «Водоканала»? Схема такая: физическое лицо получает документы, заполняет, идет в банк и оплачивает… Банк формирует платежки и отправляет в ГП «Калужский областной водоканал». «Облводоканал», в свою очередь, формирует их и направляет в Кондровский участок, в Товарково и т.д. Отсюда разносят их по адресам… Получается своеобразный круговорот.
Физические лица, в соответствии с Постановлением Правительства России от (6.5.2011 №354), должны произвести оплату за коммунальные и жилищные услуги «…до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата». Только не все могут уложиться в этот срок. Основная масса работающих людей получает зарплату лишь в пределах окончания первой декады текущего месяца (в лучшем случае). Ветераны войны и труда пенсии получают в период с 3-го числа текущего месяца и почти до его конца.
Есть ли выход из этой ситуации? Есть. Постановление Правительства России (6.5.2011 №354) предусматривает вариант ежемесячного внесения платы за ЖКХ. Срок может быть установлен решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, договором управления многоквартирным домом и т.д. А если по-доброму подходить к разрешению этой проблемы, ее вправе снять с повестки дня те же обслуживающие организации. Вот факты. ООО «Новокондровская ТЭЦ», ОАО «КСК» сами установили сроки оплаты, приемлемые и для избирателей, и для себя — до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Однако…
Однако вернемся к платежным документам по оплате за холодное водоснабжение, отведение и очистку сточных вод. Две платежки получают кондровчане. И из месяца в месяц в этом году при внесении платы «отстегивают» банку (или почтамту) комиссию — 10 рублей.
Криминала в этом нет. Но вот какая картина получается из такой комиссии. Рассмотрим конкретный пример. Ветераны-пенсионеры, назовем их условно Иван да Марья, получили квитанции на оплату за холодное водоснабжение, за водоотведение и водоочистку. От каждой «Газэнергобанк» «отстегивает» по 10 рублей (за обработку кассиром), в сумме — 20 рублей…
В Кондрове «Газэнергобанк» обслуживает 9500 лицевых счетов «Водоканала», в поселке Товарково — еще 4600. Сложим и получаем сумму 14100 лицевых счетов. В Кондрове комиссия с квитанций «Водоканала» — 190 тысяч рублей, в Товаркове – 46. В итоге 236 тысяч в месяц. А в год!..
А на что направляют десятки, которые отдают многочисленные Иваны да Марьи? Разъясняют: труд сотрудников должен оплачиваться. Спора нет. Деньги (комиссионные) расходуются на зарплату кассирам, на оплату электроэнергии, за воду, водоотведение, ну и так далее… Так что, дорогие ветераны, не волнуйтесь, комиссионные, которые с вас берут банки при оплате за услуги ЖКХ, идут на их поддержку. А без вас как же, без Ивана да Марьи, вы потянете, не то еще вытягивали…
И все же упрекать только «Газэнергобанк» за комиссионные — несправедливо. Другие банки тоже берут комиссию. По 10 рублей — это еще хорошо, могут и по 30, 50 рублей брать.
Однако есть вариант, реализовать который можно, если поступить по совести… Суть дела в следующем. Предположим, что ГП «Калужский областной водоканал» заключает договор с «Газэнергобанком» на обслуживание платежных документов физических лиц. Банк на это идет охотно и устанавливает стоимость в размере 1,5% от общей суммы оплаченной населением за услуги «Водоканала» в месяц. Для «Водоканала» это не будет обременительно. К тому же, в «Газэнергобанке» мне сказали, что могут снизить ставку до 1 процента. Если такой договор состоится, комиссию для физических лиц отменят. Подобным образом, могут поступить и другие банки в районе, принимающие платежи за ЖКХ, Почта России – тоже.
Должен сказать, что никто не вправе приказать организациям, оказывающим услуги ЖКХ физическим лицам, заключать договоры с банками, чтобы исключить комиссию. Однако, если по совести… А она или есть, или ее нет.
Александр СИДОРЕНКОВ.