9-1
9-2

9-39-49-5

В наш век куклы – это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности к ним относились вполне серьезно. Для славян куклы являлись оберегом, символом благополучия, гармонии в мире. Люди стали забывать о тряпичных куклах-оберегах: современные дети играют пластмассовыми Барби. И все же этот пласт нашей культуры не исчез окончательно.
В Районном доме культуры работает замечательный, творчески одаренный человек – Наталья Васильевна Цорн. Уже девятый год она ведет занятия в кружке «Баские куклы» — учит детей мастерить из природных материалов народные обрядовые куклы, история которых тесно связана с культурными традициями древних славян. Наталья Васильевна с удовольствием рассказала мне о кружке, куклах и своих подопечных детях.
— Наталья Васильевна, откуда пошло ваше увлечение рукоделием?
— Со школьных лет я занималась вышивкой, вязанием, шитьем. Никто в семье к этому меня не приучал, просто хотелось одеваться нарядно. В магазинах в то время не было широкого выбора яркой и модной одежды. А мне, молодой девчонке, хотелось чем-то выделиться среди подруг. Из пары метров недорогого ситца я умудрялась сшить милое платьице. Изготовление одежды стало моей профессией — я долгое время работала в Кондровском доме быта, в трикотажном цеху. К большому сожалению, это предприятие, как и многие другие, закрылось. Удивительно, но я до сих пор иногда встречаю дедушек в трикотажных свитерах, сделанных мной. Столько лет прошло, а люди берегут эти вещи, продолжают носить.
— А почему вы решили заняться именно куклами?
— Я устроилась работать в Районный дом культуры швеей-костюмером. Коллектив у нас замечательный, сплоченный. Все делали вместе, сообща готовились к праздникам.
Готовясь к очередному дню Святой Троицы, мы делали подборку материала и узнали об очень интересном славянском обряде, связанном с куклой. Попробовали сделать куколок. Сделали игрушку к одному празднику, к другому… Решили организовать кружок. Уже с детьми мы взяли кукол на Масленицу. Впервые мои девочки заработали деньги, которые мы могли тратить на новые поделки. Постепенно я стала искать и собирать литературу по этой теме, ездила в Калужский областной научно-методический центр народного творчества за методическим материалом, на семинары, общалась с мастерами-кукольниками.
Начав изучать обереговую куклу, я погрузилась в увлекательный мир славянских традиций и культуры. Эти незатейливые куколки наполнены особой энергией. В них заложена вековая житейская мудрость, творческая энергия народа. Получив достаточное количество опыта и знаний, я написала двухгодичную программу по эстетическому воспитанию, по ней сейчас занимаюсь с детьми. Теперь уже сама веду мастер-классы для руководителей кружков нашего района.
— Каких кукол учатся мастерить дети и почему они называются «баские»?
— Народные куклы являются славянским символом, оберегом и талисманом, играют важную роль для человека. Эти тряпичные поделки издревле делались своими руками, сопровождали человека с самого рождения, а некоторые изготавливались матерью еще до рождения ребенка. Сохраняли такие обереги на протяжении всей жизни и старались передавать из поколения в поколение. На занятиях мы с детьми делаем куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые. Еще делаем мячики-погремушки – яркие и красивые.
Слово «баский» происходит из дохристианской эпохи, на древнем славянском языке означает: «близкий к сердцу», «красный», «красивый», «любимый», «видный», «нарядный», «достойный похвалы».
Все наши куклы делаются с хорошим настроением, с душой и любовью. Они нарядно одеты и красивы, вызывают чувство радости и ощущение умиротворения. Отсюда и пришло решение назвать кружок «Баские куклы».
У них не нарисованы лица. Издревле считалось, что если у куклы нет лица, то в нее не вселится никакая темная сила. Такая кукла не внесет в дом негативную энергию, не будет представлять никакой угрозы.
Каждый ребенок изготавливает куклу по-своему, вкладывая кусочек своей души, своего мироощущения. Вроде, садимся делать одну определенную куклу, берем одинаковый материал, а в итоге у детей они получаются разными.
На каждый случай положена своя кукла, которая делается по особой технологии с применением определенных материалов. Вот, Масленица — чисто языческий, ритуальный праздник. Тут без куклы никак не обойтись. А Прощеное воскресение — это праздник христианский, значит, кукла будет уже другая.
Например, в основе куклы- «бабы» лежит образ женщин, к которым относились с особой почтительностью, как к основательницам рода, хранительницам домашнего очага. Пышная грудь такой куклы всегда означала богатство, прибыль и достаток.
Все куклы одеты в разные костюмы. Причем, одежда кукол, сделанных в разных населенных пунктах, всегда отличалась. То есть технология изготовления одна и та же, но куклы одеты по-разному. Костюмы кукол, изображающих женщин старшего возраста, — более закрытые, блеклые.
Работаем мы с применением только хлопчатобумажных тканей. Для набивки используем ветошь — нарезаем на маленькие тряпочные кусочки. Природный материал – веточки, палочки, сено, солому – заготавливаем сами. Мы с удовольствием принимаем от людей ненужные им обрезки тканей, шпагата, нитки, бусинки, ленты, тесьму. Для занятий все это очень пригодится.
— С какого возраста дети могут начать заниматься в кружке и какими качествами нужно обладать, чтобы научиться делать красивые куклы?
— К нам приходят дети даже совсем маленькие — четырехлетние. Их ручки еще не умеют хорошо завязывать узелки, куколки они делают самые простые. С малышами мы лепим из соленого теста подарочные вещички – «хлебосольки», делаем аппликации из бумаги, занимаемся природными материалами, крупами. Безусловно, в ребенке должно быть творческое начало. Я заметила, что дети, у которых мамы дома занимаются шитьем, делают кукол лучше. Но самое главное — необходимо желание научиться мастерить своими руками, стремление к самовыражению и совершенствованию.
— Что дают детям занятия в кружке?
— Занятия воспитывают в детях трудолюбие, аккуратность, развивают фантазию, мелкую моторику. Дети познают историю, славянскую культуру. Никакой другой предмет народного быта не может дать столько сведений, сколько дает самая обыкновенная тряпичная кукла. Творческое начало ребенка начинает развиваться очень быстро, когда он начинает работать с природными материалами и разными видами тканей. Ко мне часто заходят девочки, с которыми я занималась. Они уже выросли и поступили в колледж. Для меня и для их преподавателей заметно, что они прекрасно учатся и лучше своих сокурсниц разбираются в одежде, стиле. И это не природное качество, это в них воспитано.
— Своих куколок, сделанных на занятиях, детки забирают домой?
— Девочки мастерят кукол и для себя, и для своих близких на подарки, часть работ оставляют здесь. Потом мы выезжаем на всевозможные праздники, фестивали, ярмарки, продаем людям. Работы наши уже завоевали известность, пользуются спросом. Это очень радует детей.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе и что бы хотели пожелать кружку?
— Трудности наши такие же, как у всех, – это отсутствие средств. Ремонт в классе для занятий мы делаем своими руками, а вот приобрести материалы для ремонта сами уже не в состоянии. Линолеум в мастерской совсем плохой – сплошные дыры.
Моя большая мечта – организовать в нашем Доме культуры музей народной игрушки. Интересных экспонатов, которых можно было бы представить туристам, гостям города, скопилось уже достаточно. Есть и помещение для музея, но оно нуждается в ремонте. Все упирается в финансирование. Нужны спонсоры, заинтересованные в возрождении и развитии культурных традиций.
В первую очередь, хочется, чтобы детей на занятия приходило больше. И конечно, хочу, чтобы кружок жил, продолжал свою работу.
Подготовила Елена Неделенко.