Научить ребенка писать, читать, работать в коллективе, а главное — видеть прекрасное и доброе в этом непростом мире — это нелегкий труд. Но Т.С.Бирюкова справляется с ним на «отлично». Больше четверти века Тамара Сергеевна трудится учителем начальных классов в Кондровской средней школе №1. Через ее руки, ум и сердце прошли сотни детей. Для многих она стала не только первой учительницей, но и второй мамой.
Тамара родилась и выросла в городе Дядьково Брянской области. Заканчивая школу, девушка твердо определилась с будущей профессией — вслед за старшим братом и двоюродными сестрами решила стать учителем начальных классов. Поэтому приехала в Кондрово поступать в педагогическое училище. Оно имело отличную репутацию, славилось сильным педагогическим составом. Здесь уже учились брат и сестры.
После окончания педучилища найти работу по специальности получилось не сразу: в городских школах не было мест. Восемь лет Т.С.Бирюкова трудилась методистом в районном доме пионеров. Затем устроилась учителем в сельскую школу в деревне Галкино.
— Школа была малокомплектной, классы очень маленькие, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Поэтому на одного учителя начальной школы приходилось три класса. При таком обстоятельстве нередко приходилось совмещать уроки. Долгое время для меня это было большой проблемой. Но потом я придумала, как проводить объединенный урок более продуктивно. Так, например, на уроках русского языка ребята постарше могли сами рассказывать малышам материал по определенной теме, тем самым закрепляли его. Так и по другим предметам придумывала какие-то приемы, чтобы всех детей вовлечь в работу.
Все бы хорошо, только вот добираться до школы было нелегко. Особенно зимой: мёрзнешь на остановке в ожидании автобуса, мёрзнешь в дороге. А если автобус сломался и не пошел — тогда приехать вообще целая проблема. Так пронеслось еще 8 лет. Затем Тамара Сергеевна устроилась методистом в районный отдел народного образования, где трудилась 3 года. И все это время моя собеседница скучала по школе, очень тянуло ее к детям…
В 1991 году Т.С.Бирюкова пришла работать в Кондровскую среднюю школу №1, где появилась вакансия по специальности. Здесь началась новая глава ее жизни длиною больше четверти века. Тамара Сергеевна не побоялась сложностей и новшеств. В середине 90-х годов она стала одним из первых организаторов прогимназических классов. В них, помимо предметов обычной программы, со второго класса дети изучали английский язык, географию, естествознание и духовную культуру. Конечно, с одной стороны немного трудновато так рано знакомиться с новыми предметами, но с другой — ребятам было интересно. Чтобы успеваемость не «хромала», ученики в такой класс подбирались посильнее. Т.С.Бирюкова выпустила два прогимназических класса. Затем появились новые образовательные стандарты, и возможность создавать такие классы ушла в историю.
Общаясь с опытными учителями, отдавшими не один десяток лет работе в школе, всегда интересуюсь: какие они, современные дети? Чем отличаются от поколения 90-х годов? Вот как ответила на мой вопрос Тамара Сергеевна:
— Наверное, главное отличие современных детей в том, что их тяжело чем-то удивить. Например, раньше принесешь какую-нибудь необычную поделку на урок труда, так у ребят сразу глаза горят, им сразу хочется своими руками сделать красоту. Сейчас ребенку проще сходить в магазин с родителями и купить, что ему нужно, чем смастерить самому. А раньше и вязали, и шили, и игрушки делали сами — и это было интересно всем.
Немного изменилось отношение и родителей к школе. Не нужно забывать, что многое идет из семьи. Как, например, ученик будет любить чтение, если в семье ему не читают, ребенок не видит родителей за книгой.
Пронеслись годы. Т.С.Бирюкова получила высшее образование в КГПУ имени К.Э.Циолковского. Прогресс улучшил уровень жизни. Теперь практически в каждой семье есть компьютер, который стал неотъемлемой частью жизни. И, конечно же, информационные технологии плотно заняли свою нишу в современном образовании. Чтобы идти в ногу со временем, Тамаре Сергеевне, как и многим учителям, пришлось освоить компьютер.
— Зато сейчас дети быстро ориентируются в информационных технологиях, — рассказывает учитель. — С удовольствием занимаются в кружке «Учусь создавать проекты». Сначала мы проходим теорию, пользуясь специальными тетрадями и пособиями, затем переходим к практике: на школьных нетбуках ребята создают презентации на разные темы. И у них это отлично получается – все схватывают на лету.
Тамара Сергеевна — замечательный рассказчик, беседуя с которым время пролетело незаметно. Учителю есть чем поделиться. Ведь начальная школа — это удивительный непосредственный мир, где каждый день проходит заново и интересно. За плечами у моей собеседницы семь полных выпусков, на подходе — восьмой.
— Так приятно встречать на улице своих выпускников, видеть, какими взрослыми они стали, радоваться за их успехи, — говорит моя собеседница. — Это и есть награда за наш учительский труд. Я могу заявить гордо: я счастлива, что выбрала эту профессию! Ни о чем не жалею.
Дома Т.С.Бирюкова не сидит без дела: любит почитать русскую классику, рукодельничает, импровизирует на кухне, летом с удовольствием занимается на огороде. Тамара Сергеевна вырастила дочь и сына. Виктория пошла по стопам мамы и получила педагогическое образование. Несколько лет работала в школе, а теперь трудится воспитателем в Полотняно-Заводском детском доме-интернате. Сын Сергей живет и трудится в Медыни. Незаметно выросли и внуки — Маша, Катя и Рома. Самая маленькая внучка Юля в этом году пошла в первый класс. Теперь звонит каждый день и рассказывает бабушке о своих успехах в школе.
Для того чтобы быть счастливой, у Тамары Сергеевны есть всё — любимая работа, замечательные дети и внуки. Теперь она мечтает об одном – понянчиться с правнуками. Будем надеяться, что такая простая и добрая мечта скоро исполнится.
В декабре 2017 года Т.С.Бюрюкова отметила юбилей. От лица родителей и учеников поздравляем Тамару Сергеевну с такой датой. Желаем крепкого здоровья, успехов в благородном труде, тепла и заботы близких, отличного настроения!
Дарья ЛОБАЦЕВИЧ.