В спектакле «Последний пылкий влюбленный» Н.Саймона.

Воплотил Олег Федоров на сцене и образ А.С.Пушкина.

Олега Михайловича Федорова знают многие. Вклад этого человека в развитие театрального искусства города поистине велик. Он не только талантливый режиссёр, актер, но и мудрый руководитель, сумевший сплотить вокруг себя молодых талантов, привить им любовь к театру и искусству.

Хотел быть медиком, а стал актером

Родом Олег Михайлович из Якутска. Отец был военным, поэтому семье пришлось путешествовать по гарнизонным городкам. В одном из таких закрытых городов Красноярского края прошло детство. В школьные годы Олег занимался и играл в спектаклях в местном Дворце культуры. А в старших классах увлекся наукой о строении тканей человека и животных – гистологией, поэтому решил, что станет врачом. В медицинском институте, куда поступил после школы, отучился два года. Затем студенческая жизнь кардинально поменялась. Поспособствовал этому драмкружок, организованный при мединституте, куда после учебы с удовольствием приходили студенты. Вновь стал развивать свои актерские способности и наш герой… Тогда он окончательно влюбился в театр! Руководитель кружка в нем сразу же заметил актерскую жилку. И вскоре подошел к своему ученику с предложением попробовать себя актером на профессиональной сцене. Тогда как раз шел набор в училище искусств. Выбор был очевиден: на тот момент интерес к медицине уже угас, зато на сцене Олег преображался, полностью вживаясь в образ своих героев. Дальше предстояли экзамены в Красноярское училище искусств. Отбор был строгий: из восьмидесяти абитуриентов поступили только трое. Среди них мой собеседник. В середине 50-х годов Олег получил диплом актера театра и кино и устроился в местный театр. Вскоре сцену пришлось оставить на два года — Олег отправился армию. После службы играл в Липецком драмтеатре. Молодого перспективного актера уже знали и зрители, и местные деятели искусства, и руководство области. В 1958 году начальник управления культуры Красноярского края порекомендовал моему собеседнику перебраться и устроиться в более крупный город – Норильск. Олег Михайлович последовал совету. На протяжении 30 лет он работал актером в Норильском Заполярном театре драмы имени В.Маяковского. Это было замечательное время, наполненное плодотворной работой, множеством интересных спектаклей и ярких премьер. Там же поставлены интереснейшие ледовые спектакли, в которых О.М.Федоров выступал не только как актер, но и как режиссер. Спектакль на льду – это особое искусство. Его участникам нужно не только проявить актерское мастерство, но и уметь отлично кататься на коньках.
В репертуаре моего собеседника и комические, и серьезные, и героические, и трагические роли. А больше всего ему по душе играть драматических, эмоциональных героев. В них можно вложить всю палитру чувств, полностью раскрыться перед зрителем.
У Олега Михайловича сохранилось множество замечательных фотографий со спектаклей, в которых он играл на севере. Смотрю на них и с трудом узнаю своего собеседника. Молодой, импозантный, в каждом снимке с эмоцией…
— Здесь я играл Пушкина. А это я в образе Бабы-яги в детском спектакле, — с улыбкой рассказывает мой собеседник.

На кондровской сцене

В 1988 году по программе переселения северян семья Федоровых перебралась в Кондрово. Олег Михайлович долго не мог привыкнуть к нашему маленькому провинциальному городку, скучал по родине. Компенсировала разлуку с ней новая работа. Он был уверен точно, что это непременно должна быть театральная профессия. Ведь без театра уже не представлял жизнь. Потому О.М.Федоров решил работать с детьми – руководить театральным кружком. Сначала не хватало стабильности. Кружок театралов был то в детской школе искусств, то в Детском доме культуры, то в Городском доме культуры. Но юные актеры всегда с удовольствием приходили заниматься. С каждой репетицией, с каждым спектаклем они все больше учились актерскому мастерству у своего опытного и мудрого учителя. Некоторые ребята настолько полюбили театр, что не смогли с ним расстаться. Кондровчане Олег Рульков, Павел Абраменков, Евгений Шматченко, Мария Лебедева получили образование в сфере искусства и работали в театрах области и столицы. Но не только дети могли попробовать себя в роли актеров. В 2000 годах в городе была создана старшая группа актерского состава, куда могли прийти заниматься все желающие, без возрастных ограничений. До сих пор помнит Олег Михайлович первый спектакль, поставленный со взрослой группой, — «Шел солдат». Он был создан по фронтовым письмам, которые режиссер тщательно и долго изучал. Премьера прошла отлично и собрала полный зал.
Говоря о любом спектакле, стоит отметить, что это не только хорошая работа артистов и режиссера. Есть еще ряд вещей, которые создают театральную постановку: правильное освещение, декорации, в которых важны даже детали. На протяжении многих лет с Олегом Михайловичем сотрудничает художник Городского дома культуры Сергей Воробьев. Этот человек может из простых материалов сделать целый комплекс декораций. Его талантливыми руками создавались декорации ко многим спектаклям.
— Жаль, что со временем взрослая группа распалась, — с грустью говорит мой собеседник. — Чтобы ставить спектакли, нужна посещаемость и стабильность. А у всех семьи, работа, дела…

Дети стали как родные

Зато ребятам, которые по-настоящему увлечены театром, найти время для занятий не проблема. С 2013 году в городе активно стала работать детская театр-студия «Диалог» под руководством О.М.Федорова. «Моцарт и Сальери», «Пеппи Длинный чулок», «Тараканище» и многие другие спектакли были представлены нашим зрителям за последние пять лет. Огромный успех был у небольшой театральной постановки по пьесе Андрея Гуркова «Апрель 45-го». События в спектакле разворачиваются в интернациональном детском концлагере «Грюнвальд», который находится на территории Германии. Война заканчивается. Уже самолёты союзников бомбят немецкие военные объекты. Но одна бомба случайно падает на лагерь, и детям приходится прятаться в уцелевшем подвале. Перед артистами театра Фёдорова стояла очень сложная задача: им, детям XXI века, нужно было сыграть измождённых, испуганных ребят, переживших ужас концлагеря и бомбёжки. Постараться передать страх, боль потери, надежду. И юным актерам это удалось. От начала и до конца зрители смотрели спектакль на одном дыхании. Кстати, спектакли «Диалога» были показаны не только в городе, районе, но и на областных конкурсах, где ребята занимали призовые места.
К сожалению, в начале этого года театральный кружок распался. Углубляться в тему, что послужило тому причиной, не будем. Это совсем другая история… Конечно, сам факт, что «Диалога» больше нет, очень печален и для ребят, и для зрителей. А для Олега Михайловича это настоящая потеря. С большой теплотой О.М.Федоров говорит о своих воспитанниках, которые еще недавно радовали зрителей на сцене:
— Очень талантливые дети! Сработались быстро. Понимали друг друга с полуслова. Саша Хромов, Вика Фролова, Даша Колокольчикова, Настя Городничева, Даниил Анненков — мои маленькие звездочки! Сколько всего можно было бы еще сделать, сколько еще можно было бы им дать!
Столько любви и переживаний в этих словах… Общаюсь с Олегом Михайловичем и понимаю, что он полностью нашел себя в работе с детьми. Все они ему как родные.

О семье и увлечениях

Олег Михайлович 45 лет в счастливом браке. Со своей супругой познакомился в Норильске. На протяжении всех лет Галина Петровна поддерживает своего супруга в его начинаниях, делит с ним радости и разочарования. Быть спутницей жизни актера непросто. Ведь нередко О.М.Федорову приходилось репетировать роли дома. Супруга относилась с пониманием, а где нужно — давала и зрительскую оценку. Сын Федоровых Сергей живет и трудится в Москве. На радость Олегу Михайловичу и Галине Петровне подрастает внук Никита. Сейчас ему шестой год. Еще пока судить рано, но кто знает, может он пойдет по стопам деда и свяжет свое будущее с театральным искусством.

Театр учит доброте

Олег Михайлович за многолетний добросовестный труд имеет множество грамот и наград от руководителей города и района, общественной организации Союз театральных деятелей РФ. В 2008 году был награжден грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры.
— В современном мире театр не потерял свою значимость, — говорит О.М.Федоров. — Он учит детей сопереживанию, активному участию, расширяет их кругозор и эмоциональный диапазон. Театр воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей. И даже не столь важно, кто в нем дети — актеры или зрители. Это добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Говорить о плюсах театра могу бесконечно. Но есть огромное желание не только говорить, но и создавать новое, доброе, познавательное. Кто знает, быть может, обстоятельства еще поменяются, и у меня еще появится такая возможность.
Мы, зрители, тоже очень надеемся, что еще увидим выступления ребят под руководством Олега Михайловича и его самого на сцене в новой яркой премьере. И не одной!
Дарья Лобацевич.