50 лет стажа – это уже немало. А полвека педагогического стажа – просто огромный срок. И цифра эта не окончательная: Виктор Дмитриевич Кузнецов и сейчас возглавляет педагогический коллектив Людиновской школы-интерната.
Работа не для всех
Дети в интернате особые: «оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», как сказано в документах. Так что работа здесь не для слабаков.
— Я в интернате 27 лет, из них 15 директором, — рассказывает Виктор Дмитриевич. – За это время очень много преподавателей приходило – и много уходило. У кого-то явно с детьми не получалось работать: начинались конфликты, появлялись обидные клички… А кто-то вроде бы работает, всё нормально, а потом раз – и уходит. Сложно, не каждый выдержит. А дети всё чувствуют и понимают.
Виктор Дмитриевич не только выдерживает: дети его уважают. За справедливость, за терпение, за то, что он сделал и продолжает делать для интерната – а значит, для них. К нему идут с проблемами семейными, бытовыми и даже сердечными.
Помочь найти се»бя
Виктор Кузнецов родился в селе Улемль Жиздринского района. Окончил Калужский педагогический по специальности «учитель истории и обществоведения», трудился в родном селе, затем на несколько уехал Новосибирскую область. В 1975-м вернулся на Калужскую землю. Преподавал в Людиновском профтехучилище, где готовились кадры для тепловозостроительного завода. А потом перешёл в интернат, где и работает до сих пор.
— Работа, конечно, совсем другая: здесь и административная часть, и педагогическая,, и какой только нет, — замечает директор. – Дети же здесь живут: тут всё как дома. И ремонтом надо заниматься, и со спонсорами договариваться, и с органами опеки взаимодействовать, и юридические вопросы решать.
За то время, что Виктор Дмитриевич работает в интернате, учреждение изменилось. Появилось много проектов, направленные на социализацию детей: парикмахерская, мастерские, «Социальная квартира» и даже внутренняя «валюта», которую воспитанники могут потратить в магазине интерната.
— Самое главное в этой жизни – найти себя, своё дело, за что-то «зацепиться», — поясняет директор смысл нововведений. – Для наших ребят это сложнее: их надо знакомить с возможными вариантами, обучать…
Рабочий график у директора ненормированный. Могут и среди ночи позвонить: один ребёнок заболел, другой не спит и всем мешает, ну или просто – стиральная машинка сломалась.
— Супруга, конечно, вздыхает, — соглашается Виктор Кузнецов. – Ну а куда ей деваться: она сама педагог, понимает. Сейчас-то на пенсии, а когда работала – то и дома разговоров о работе хватало.
Сын Кузнецовых уже вырос, нашёл своё призвание. Ребятам, которые сейчас живут в интернате, это только предстоит. А значит, им всегда будет нужен настоящий педагог, который поможет и поддержит.
Наталья Луговая