Найти свой путь в жизни – это главное.
50 лет стажа – уже немало. А полвека педагогического стажа – просто огромный срок. И цифра эта не окончательная: Виктор Дмитриевич Кузнецов и сейчас возглавляет педагогический коллектив Людиновской школы-интерната.
Мужская работа
Дети в коррекционном интернате особые: «оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», как указано в документах. Так что работа здесь не для слабаков.
— Я в интернате 27 лет, из них 15 — директором, — рассказывает Виктор Дмитриевич. — За это время очень много преподавателей приходило — и много уходило. У кого-то явно с детьми не получалось работать: начинались конфликты, появлялись обидные клички… А кто-то вроде бы работает, всё нормально, а потом раз — и уходит. Сложно, не каждый выдержит. А дети всё чувствуют и понимают.
Виктор Дмитриевич не только выдерживает: дети его уважают. За справедливость, за терпение, за то, что он сделал и продолжает делать для интерната, а значит, для них. К нему идут с проблемами семейными, бытовыми и даже сердечными. Принято считать, что женщинам проще общаться с детьми, однако директор Людиновского интерната с этим не согласен.
— Из 124 наших воспитанников 75 – мальчики, — говорит он. – И мне с ними гораздо легче найти общий язык, так же, как и им со мной. А в подростковом возрасте мужской авторитет для ребят особенно важен.
В коррекционный интернат 8-го вида педагог пришёл из Людиновского профтехучилища, где готовились кадры для тепловозостроительного завода.
— Работа, конечно, совсем другая: тут и административная часть, и педагогическая, — замечает директор. – Дети здесь находятся круглосуточно, поэтому всё, как дома. И ремонтом надо заниматься, и одеждой обеспечивать, и медпомощью, и с органами опеки взаимодействовать, и социальные вопросы решать… Все проблемы и не перечислишь.
Помочь найти себя
За те годы, что Виктор Дмитриевич возглавляет учреждение, здесь многое изменилось. И не только в вопросах материально-технического оснащения, хотя проведённым ремонтом в актовом и спортивном залах директор тоже очень гордится. Куда важнее то, что изменился сам подход к социализации и адаптации детей, появилось множество проектов, направленных именно на это.
— Я понял, что дети, находящиеся на гособеспечении, не знают цены деньгам и вещам, — рассказывает Виктор Кузнецов. – Им всё равно, сколько стоит вещь, если она досталась бесплатно: могут пойти в модельных туфлях в футбол играть, шлёпать по лужам в новых кроссовках… Впрочем, у ребят и о деньгах-то представление смутное.
Чтобы исправить ситуацию, в интернате ввели свою «валюту»: заработать эти внутренние «рубли» можно, занимаясь общественно полезным трудом. Отовариваются ребята в местном «магазине», который работает пару часов в неделю: можно купить игрушки, одежду, обувь, косметику… И ценятся такие заработанные вещи у воспитанников куда больше тех, что выданы просто так.
— Я как-то слышал разговор между ребятами: «Ну это что за ботинки… Я в нашем магазине купил – вот это ботинки!», — с улыбкой рассказывает директор.
С этой же целью воспитанники со своими – уже настоящими — деньгами порой выезжают на местный рынок или в магазин, где для них проводят небольшую экскурсию, дают советы, а потом пускают в «свободное плавание». Здесь ребят поджидают сюрпризы: сумма набранных товаров поначалу значительно превышает имеющиеся средства. И это тоже урок.
— Время сейчас такое: надо разбираться в жизни, уметь работать и зарабатывать, — поясняет директор. — Для наших ребят это особенно важно, их надо знакомить с возможными вариантами, обучать. Я им всегда говорю: в жизни надо найти себя.
В этих поисках помогают профессиональные мастерские, а также договора, заключённые с Людиновским тепловозостроительным заводом и швейной фабрикой. Подростки имеют возможность получить профессию слесаря, штукатура-маляра, каменщика или швеи-мотористки.
Вопросы житейские
— Несколько лет назад ко мне подошла одна из воспитанниц и пожаловалась: вот, говорит, мамы своих дочек обучают и причёски делать, и макияж, а нам воспитатель говорит: «Рано ещё», — вспоминает Виктор Дмитриевич. – Я понял, что девочка во многом права.
Так появилась идея открыть на базе интерната парикмахерскую, где теперь можно и причёску сделать, и профессию получить. Оборудование для неё поставили спонсоры – областное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, сотрудники которого давно уже взяли шефство над интернатом.
Ещё один проект, который помогает подготовить воспитанников к самостоятельной жизни — «Социальная квартира». Подросткам приходится использовать все наработанные навыки и умения, чтобы прожить от одного до нескольких дней в отдельной квартире: надо самостоятельно закупать продукты, готовить, стирать… Конечно, рядом всегда находится педагог-тьютор, готовый помочь и подсказать, но в целом проект позволяет детям увидеть все реалии самостоятельной жизни.
Рабочий график у директора ненормированный. Могут и среди ночи позвонить: один ребёнок заболел, другой не спит и всем мешает, ну или просто – стиральная машинка сломалась.
— Супруга, конечно, вздыхает, — соглашается Виктор Кузнецов. – Ну а куда ей деваться: она сама педагог, понимает. Сейчас-то на пенсии, а когда работала, то и дома разговоров о работе хватало.
Сын Кузнецовых уже вырос, нашёл своё призвание. Ребятам, которые сейчас живут в интернате, это только предстоит. А значит, им всегда будет нужен настоящий педагог, который поможет и поддержит.
Из досье:
Виктор Дмитриевич Кузнецов родился в селе Улемль Жиздринского района. Окончил Калужский педагогический институт по специальности «учитель истории и обществоведения», преподавал историю в школе родного села.
В 1975 уехал в г. Черепаново Новосибирской области, где работал учителем, затем инструктором организационного отдела Черепановского горотдела партии.
В 1978 г. вернулся на родную землю, преподавал в профтехучилище г. Людиново.
С 1991 года работает в Людиновской школе-интернате.
Наталья Луговая.
Фото из архива ГКОУ КО «Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».