Как обеспечить востребованность людей предпенсионного возраста
Второе образование для людей «серебряного» возраста должно стать бесплатным. Только так удастся заинтересовать эту категорию сотрудников переобучаться и оставаться востребованными после того, как будет проведена пенсионная реформа. Почему госпредприятия не показывают коммерческому сектору пример трудоустройства людей, которым до пенсии осталось всего ничего? И что необходимо сделать, чтобы такие сотрудники стали действительно ценными кадрами для работодателей? Об этом «Известия» поговорили на круглом столе с ведущими российскими экспертами в области найма и учеными.
Дискриминация по возрасту
«Известия»: Основной вопрос, который становится как никогда актуальным для России в связи с разработкой нового федерального закона о пенсионной реформе, — это трудоустройство людей в возрасте 50+. Какие существуют сейчас проблемы в этом направлении и какие меры необходимо принять?
Екатерина Горохова, генеральный директор международного рекрутингового агентства Kelly Services: Мы видим эйджизм — сильную дискриминацию при приеме на работу людей старшего возраста. Сегодня мы говорим про проблемы с трудоустройством 50+, но если к нам приходит резюме, где написано «40+», то уже, возможно, мы не сможем трудоустроить кандидата, несмотря на хорошее образование, знание языков и профессионализм.
«Известия»: В каких сферах могут быть востребованы такие люди?
Екатерина Горохова: Во всех сферах офисного характера. Человек в возрасте 55 и старше не справится с тяжелой физической работой. Но есть множество сервисных индустрий, для которых можно переподготовить людей. Старшее поколение обладает хорошим инженерно-техническим потенциалом. «Цифровая экономика» — это не настолько сложно.
Константин Добромыслов, руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР): При этом законодательство по дискриминации у нас достаточно обширное. Есть статьи в Трудовом и Уголовном кодексах, Конституции РФ, в ФЗ о занятости населения, в КоАП, ратифицирован ряд международных актов. Тем не менее международные организации, которые анализируют состояние нашей экономики, постоянно делают одно и то же замечание — об отсутствии судебной статистики по указанным статьям. На практике дискриминированному работнику крайне сложно доказать факт дискриминации.
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений: Необходимо внести поправки в Административный кодекс, что бремя доказательств отсутствия дискриминации лежит на работодателе, как в других странах. У нас статья по дискриминации не работает, потому что, поди докажи, что тебя по возрасту сократили или не взяли на работу.
Второе бесплатное образование
«Известия»: Какие меры необходимы для амортизации государственной системы и выравнивания ситуации в регионах?
Александр Сафонов: Государству нужно предусматривать финансирование обучения лиц не в службе занятости, потому что это бессмысленная трата денег на краткосрочные программы, которые, как правило, не привязаны к ситуации на рынке труда. Начинать надо с переобучения — с создания государственных образовательных стандартов для лиц старшего поколения, создания бесплатных программ высшего и среднего профессионального образования. Сейчас у нас второе образование — платное для любого человека. А у лиц предпенсионного возраста нет и не будет денег на переобучение.
Нужно открыть набор в высшие и средние учебные заведения для лиц 45 лет и старше. Установить, как в других странах, например, в Норвегии, льготы на налоги по социальному страхованию с 50 лет или снижение взноса на пенсионное страхование, чтобы это было выгодно бизнесу. Для этого бесплатные программы должны быть заложены и подсчитаны в каждом субъекте РФ. Может быть, передать обучение и трудоустройство лиц старшего поколения на аутсорсинг. Так делается в Голландии, когда размещается госзаказ.
Общественное отношение к возрасту
«Известия»: Есть ли сейчас компании, которые проявляют интерес к возрастным сотрудникам? Может быть, работодатели поняли, что эта ниша не занята и ею можно воспользоваться?
Ангелина Воскресенская, руководитель финансовой практики рекрутинговой компании Antal Russia: В этом году мы опросили 8,5 тыс. сотрудников российских и зарубежных компаний и выяснили, что 48% кандидатов начинают чувствовать конкуренцию со стороны более молодых коллег уже после 41 года, а после 50 лет процент тех, кто чувствует дискриминацию по возрастному признаку, вырастает до 58%. Исправить это можно не законодательством, а изменением менталитета работодателей, объясняя им плюсы зрелых сотрудников.
Лояльней всего к возрастным сотрудникам небольшие немецкие компании. Они понимают преимущества найма людей 45–55 лет. Такие сотрудники обладают хорошими знаниями и компетенциями, уже не заняты детьми, не выходят в декретный отпуск. Они ценят долгую стабильную работу на одном месте. У них не такие высокие, как у молодых, зарплатные ожидания. Это очень опытные кандидаты, прошедшие финансовые кризисы, люди, которые могут работать, принося огромную пользу.
Окончание следует.
Елена Лория, Елена Ладилова, Валерия Нодельман, Екатерина Вето, «Известия»
Фото Зураба Джавахадзе, «Известия».