Некрасовские строки ярко характеризуют Марию Егоровну МИТРУШКИНУ, отметившую недавно 90-летие со дня рождения. Всю жизнь она справлялась с работой, которая под силу не всякому мужчине.
Именинница родилась в деревне Манино Людиновского района. Семья у родителей была многодетной. Жили трудно, бедно, часто впроголодь. Ещё подростком Мария начала трудиться в колхозе. Сельхозтехники тогда не было, поэтому все работы крестьяне выполняли вручную: впрягались в тяжёлый плуг, копали лопатами землю, косили, жали зерновые, выращивали лён, пряли, ткали.
Когда грянула Великая Отечественная война, Марии было 13 лет.
— Немцы заняли деревню, остановились и в нашем доме. Пришлось перебраться в баню, а потом — в погреб. Страху натерпелись! Людей выгоняли на улицу, вешали и расстреливали на глазах у всех жителей. Мальчишек солдаты плётками били. Повидали мы многое: как пули летят, как бомбы и снаряды рвутся, — с дрожью в голосе рассказывает юбиляр.
Суровыми стали и первые послевоенные годы.
— Конечно, голодали. Помню, мама делала муку из желудей и пекла хлеб. Блины готовили из мёрзлой картошки. Мне пришлось даже ездить в Закарпатье, работать там на полях, — вспоминает М.Е.Митрушкина.
В 1954 году Мария Егоровна устроилась на Кировский чугунолитейный завод, в горячий цех. Трудилась в три смены.
— То, что производство тяжёлое и вредное для здоровья — слабо сказано. В цехе почти одни мужчины. Я была вся в копоти, черней чугуна. Меня не узнавали. Газ, стружка, жарища, — рассказывает Мария Егоровна. — Спецовку стирала прямо в озере рядом с заводом. Мы отливали чугунные ванны, котлы. Приходилось носить тяжести, хоть я и была маленькая и хрупкая.
Здесь же, на заводе, девушка познакомилась с парнем, который спустя время стал её мужем. Поселились в деревне, вместе с мамой и сестрой Марии. Через некоторое время супруги купили собственный дом. Родились две дочери, сын. Семья всегда держала большое хозяйство, корову, поэтому дети уже не узнали, что такое голод.
Всю жизнь наша героиня добиралась на работу пешком. От родной деревни Манино до Кирова — 15 километров. Шла в любую погоду и время суток, по глубокому снегу, по ночному лесу. Ходила так быстро, что никто за ней не поспевал. А ведь впереди ждала тяжёлая смена в горячем цеху.
В 45 лет М.Е.Митрушкина оформила досрочную пенсию в связи с вредными условиями труда, но продолжала работать на заводе ещё десять лет. Потом, до выхода на заслуженный отдых, трудилась в совхозе.
Мария Егоровна всегда рассчитывала только на себя. Мастер на все руки, она справлялась со сложными мужскими делами. На себе носила дрова, сажала огород, сама строила, чинила электропроводку, ремонтировала домашнюю технику. А ещё с юности прекрасно умела шить, вязать, вышивать.
Дети выросли, выучились, разъехались. Дочь Галина и сын Виктор живут в Кондрове, дочь Нина — в Москве. Сейчас у долгожительницы три внучки, внук и правнук.
К сожалению, в пожилом возрасте женщине довелось испытать ещё одно сильное потрясение. В 2002 году у соседей начался страшный пожар, и огонь перекинулся на её дом. Спасти не удалось ничего. Заслуженная труженица под старость оказалась без жилья. На нервной почве от пережитого стала плохо себя чувствовать, долго болела.
Конечно, дети не оставили маму в беде, забрали её в Кондрово. Сейчас Мария Егоровна Митрушкина живёт у дочери, окружена любовью и вниманием близких. В нашем городе у неё появилось много подруг. В последние два года она уже не выходит из квартиры, поэтому поздравления с юбилеем принимала по телефону.
В день рождения виновницу торжества навестили с подарками и цветами представители власти. Вечером все родные собрались за праздничным столом. К многочисленным тёплым пожеланиям в адрес именинницы присоединяемся и мы.
Татьяна МАШНЕНКОВА.