1 февраля своё 90-летие отметила кондровчанка Нина Ивановна КОСТИНА.
Было в жизни юбиляра немало утрат, горестей и лишений. Нина Ивановна не ожесточилась, не озлобилась. Сохранила доброе отношение к людям, выдержала все испытания.
Её родина — деревня Никольское. Нина была старшей дочерью в многодетной семье Корягиных.
Отец наш умер в 1938 году. На руках у матери нас осталось трое, — вспоминает Н.И.Костина. — Я стала за старшую. Помогала по дому и по хозяйству, присматривала за сёстрами. Мать-то целый день в колхозе работала. Когда началась война, я успела 4 класса Никольской начальной школы закончить.
Помнит Нина Ивановна, как осенью в их деревню ворвались фашисты, стали наводить «новый порядок». Началось трудное время оккупации.
Однажды зимой немцы приказали выходить из дома. Вместе с другими жителями погнали нас колонной. Куда — никто не знал. Морозы стояли страшные. Снега было много. Наша мать успела захватить из дома санки и везла на них младших сестёр, — продолжает рассказывать Н.И.Костина. — Дороги почти не было, вокруг большие сугробы. Шли очень медленно и постоянно отставали от колонны. Нас охраняли автоматчики. Я боялась. Думала, что застрелят немцы. Вместе со всеми дошли до деревни Костино. Здесь удалось остаться у родственников. Что стало с остальными жителями нашей деревни, которые шли в колонне, не знаю. Кто-то потом говорил, что гнали наших до железнодорожной станции Тёмкино…
Когда пришла весть, что Никольское освободили от фашистов, семья Корягиных засобиралась в обратный путь.
Вернулись в родную деревню, а вместо нашего дома только печная труба торчит. При отступлении немцы много домов сожгли. Поплакали, да делать нечего: надо как-то жить дальше, — взволнованно говорит Нина Ивановна. — Приютили нас соседи. Жили у них три-четыре года. Мать работала в колхозе. Руководство выделило нашей семье на откорм телёнка. Мы его вырастили, продали, а на вырученные деньги сумели купить небольшой дом. Точнее сказать, избушку.
Учиться в школе Нине больше не пришлось. Забот хватало: нужно было помогать растить сестёр, управляться с домашними делами и на огороде, вместе с другими восстанавливать разрушенное войной хозяйство.
Жизнь тяжёлая была. Работала я в колхозе. Зимой навоз на поля возили. Чистили от снега аэродром в Пруднове. Ходили туда пешком. Весной землю обрабатывали, на быках пахали колхозные поля. Лошадей не было, всех забрали на фронт. Даже на коровах боронили. Бывало, чуть не плачешь: видишь, как у неё молоко течёт, а надо работать.
Жили впроголодь. Как говорит Нина Ивановна, тогда всю траву поели и пекли с ней лепёшки. А тут ещё совсем дорвались — ни одеть ни обуть нечего. Сёстры начали подрастать. Удалось Нине в райисполком уборщицей устроиться. Маленькая тихая девушка работы не боялась, ничего для себя не просила. Хлеб, полученный по рабочей карточке (целых 500 граммов в день!), несла домой, там делила на всех. Узнал об этом председатель райисполкома Василий Александрович Гараничев.
По гособеспечению выдали мне туфли, парусиновые ботинки. Василий Александрович сказал: «Хватит полы мыть. Учиться тебе надо. Поступай в ФЗО». Пока училась, жила в общежитии. По семейным обстоятельствам (мать к тому времени стала сильно болеть) меня никуда не направили, — рассказывает Н.И.Костина. — Работать пришла на Кондровский бумажный комбинат. Трудилась на производстве. До пенсии работала в цехе ширпотреба.
В 1955 году познакомилась с будущим мужем. Молодых рабочих тогда от комбината направили на строительство МТС в Кременское. Иван, деревенский парень, такой же скромный, как и сама Нина, сразу ей понравился. Начали встречаться, а потом решили пожениться. 4 ноября расписались. Молодожёны жили на частной квартире, мечтали о своём жилье и потихоньку начали осуществлять задуманное.
Этот дом мы построили своими руками. Ездили в лес, пилили деревья, заготавливали брёвна. Когда родился сын Коля, мы ещё жили на частной квартире. А вот дочка Ольга после роддома приехала «на свою печку», — с улыбкой рассказывает юбиляр.
Новое испытание выпало на долю Нины Ивановны, когда Иван Антонович получил производственную травму и потерял руку. Но, даже став инвалидом, не бросил работу. Как и раньше, управлялся с домашними делами, помогал жене по хозяйству.
В мире, любви и согласии, душа в душу Костины прожили больше 40 лет. Нина Ивановна мужественно пережила смерть супруга, а потом и сына. Помогала растить четверых внуков, радовалась шести правнукам. Всегда много трудилась. В доме и на огороде по-прежнему идеальный порядок.
Господь берёг: здоровье у меня было. В больницу никогда не обращалась. Сейчас вот приходится таблетки пить, — говорит юбиляр.
Н.И.Костина — давняя и преданная читательница районной газеты «Новое время». Два года назад здоровье начало подводить. Появились проблемы со зрением. Теперь новости города, района и области Нина Ивановна узнаёт от дочки, которая читает вслух нашу газету.
Уважаемая Нина Ивановна, с юбилейным днём рождения! Многая и благая лета, бодрости духа, радости. Живите долго!
Светлана ЛУКЬЯНОВА.
Фото автора.