Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 28 июля текущего года назначается инвалидам и детям-инвалидам в проактивном режиме: им больше не нужно подавать заявление на ее оформление лично. Территориальные органы Пенсионного фонда России сделают все самостоятельно.
Теперь выплата оформляется Пенсионным фондом по данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ). ЕДВ устанавливается со дня признания человека инвалидом или ребенком-инвалидом и назначается в течение 10 дней с момента поступления в Реестр сведений об инвалидности. Уведомление о назначении ЕДВ поступит в Личный кабинет гражданина на портале Госуслуг, на адрес электронной почты (при ее наличии), либо в смс-сообщении.
Отмена заявлений для оформления ЕДВ стала следующим шагом по упрощению процесса оформления выплат и пенсий людям с инвалидностью. Специально созданный Федеральный реестр инвалидов является единым оператором информации, поставщиками которой выступают учреждения медико-социальной экспертизы, внебюджетные фонды, федеральные министерства и ведомства, а также региональные и муниципальные органы власти.
На основе данных ФРИ происходит дистанционное оформление пенсии по инвалидности. При обращении в ПФР инвалиду достаточно подать электронное заявление, все остальные сведения фонд получит из реестра. За прошлый год Пенсионный фонд назначил 1,1 миллиона выплат по сведениям ФРИ. Основную часть назначений составили ежемесячные денежные выплаты, а также страховая или государственная пенсия по инвалидности.
Сама процедура определения инвалидности в настоящее время также происходит заочно, исключительно на основе документов медицинских учреждений, без посещения инвалидом бюро медико-социальной экспертизы. Такой временный порядок был введен в связи с эпидемиологической ситуацией и действует с 1 марта до 1 октября 2020 года.
После того, как данные об инвалидности поступают в ФРИ, территориальный орган ПФР самостоятельно назначает гражданину ЕДВ и пенсию по инвалидности, от человека требуется только заявление о предпочитаемом способе доставке пенсии, которое можно подать через Личный кабинет на портале Госуслуг или сайте ПФР. Если же ранее ему были установлены выплаты по линии ПФР, заявление о доставке представлять не требуется.
Пенсионный фонд с апреля реализует меры, которые позволили дистанционно назначать пенсии и пособия, а также оказывать гражданам помощь в запросе необходимых сведений, проактивно продлевать и пересчитывать уже ранее назначенные выплаты. Работа по назначению Пенсионным фондом отдельных видов выплат в беззаявительном порядке будет продолжена.

В Личном кабинете на сайте ПФР обновлён сервис для владельцев сертификата на маткапитал

Уточнить размер остатка материнского капитала владельцы сертификата могут дистанционно на сайте Пенсионного фонда или портале Госуслуг.
Для этого необходимо воспользоваться интернет-услугой «Заказать выписку из Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, о выдаче государственного сертификата на МСК» в Личном кабинете гражданина на официальном сайте ПФР или портале Госуслуг (только при наличии подтвержденной учетной записи).
Ранее аналогичный сервис назывался «Получить информацию о размере материнского капитала (или его оставшейся части)». Обновление электронной услуги ПФР связано со сменой формы документа, которая содержит указанные данные. Так, если прежде такие сведения предоставлялись в виде справки, то теперь – выписки.
При необходимости в клиентских службах управлений ПФР владельцы сертификата по-прежнему могут оформить заверенную справку о размере материнского капитала (его оставшейся части). В этом случае справка готовится в течение пяти рабочих дней, для ее оформления владельцу сертификата необходимо предъявить паспорт.

Получить в проактивном режиме

С 15 апреля Пенсионный фонд оформляет материнский капитал без участия самого гражданина.
Это означает, что после появления в семье ребенка сертификат на материнский капитал оформляется автоматически. Все необходимые для этого сведения ПФР получит самостоятельно, путем межведомственного взаимодействия.
Сведения о рождении ребенка, дающего право на материнский капитал, поступают в ПФР из государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), в котором содержатся все необходимые данные. Специалисты ПФР, в свою очередь, проверят необходимые сведения и примут соответствующее решение. После этого данные об оформлении сертификата фиксируются в информационной системе Пенсионного фонда и направляются в Личный кабинет мамы на сайте Пенсионного фонда или портале Госуслуг.
Сертификат на материнский капитал теперь оформляется только в электронном виде. При необходимости бумажная копия электронного документа может быть заверена руководителем органа по месту обращения.
Для семей, которые усыновили детей, сохраняется прежний заявительный порядок оформления сертификата, поскольку сведения, необходимые для получения материнского капитала, могут представить только сами усыновители.