При дарении недвижимости у граждан может возникнуть ряд вопросов: от состава пакета документов до необходимости уплаты налога.
Кто может дарить и получать в дар недвижимость?
Законодательно дарение регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Дарение недвижимого имущества может совершить как сам владелец этого имущества, так и его законный представитель по доверенности.
Закон предусматривает определенный круг лиц, которым запрещается осуществлять дарение.
Какие документы необходимы?
Для регистрации перехода прав собственности на подаренный объект недвижимости представляются:
– заявление и регистрации перехода права (представляет даритель) и о регистрации права собственности (представляет одаряемый);
– документы, удостоверяющие личность участников договора;
– нотариально удостоверенная доверенность, если третье лицо действует от имени участника договора;
– договор дарения и иные документы, необходимые для государственной регистрации.
Подать заявление на государственную регистрацию прав можно через нотариуса, обратившись в МФЦ или в офисы Кадастровой палаты. Также можно воспользоваться электронным сервисом на сайте Росреестра.
Нужно ли платить налог за подаренную недвижимость?
Если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками, то доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения.
Если недвижимость получит в дар не близкий родственник, то по закону он должен уплатить подоходный налог в размере 13% от кадастровой стоимости объекта.
Важно знать
Подарить недвижимость (квартиру, дом, земельный участок) – значит, безвозмездно передать на нее право другому лицу.
Обещание подарить квартиру или дом, данное в устной форме, не подкрепленное договором, не имеет правовых последствий.
Дарение недвижимости – это тоже сделка. Она требует составления договора между владельцем объекта и принимающим в дар этот объект.
Что нужно знать о кадастровой стоимости
В период уплаты земельного налога и налога на имущество все чаще поступают вопросы, касающиеся определения размера кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость определяется на основе рыночной и иной информации, которая связана с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. Например, при ее расчете может учитываться город и район, в котором расположена недвижимость, ее нахождение в границах зон с особыми условиями использования территории, а также ее состояние и площадь.
Кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют специально созданные в каждом регионе государственные бюджетные учреждения, а ее результаты утверждают органы исполнительной власти.

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

На сайте Росреестра с помощью простых и удобных сервисов:
– Публичная кадастровая карта;
– справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн;
– получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Её можно получить:
– в МФЦ;
– на сайте Росреестра;
– на сайте Госуслуг;
-через сервис Федеральной кадастровой палаты.

В Личном кабинете на сайте ФНС России. Этим способом можно узнать кадастровую стоимость только в отношении объектов недвижимости, по которым уплачиваются налоги.
Как оспорить кадастровую стоимость?
Для этого необходимо направить заявление об оспаривании в соответствующую комиссию или суд.
При подаче заявления нужно приложить ряд документов:
– выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
– копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
– отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявление об оспаривании можно подать лично, обратившись в региональные органы исполнительной власти или в МФЦ, направив почтовым отправлением или онлайн через портал Госуслуг.