10 декабря на кондровской площадке Калужского индустриально-педагогического колледжа прошёл методический семинар «Информационные технологии в работе учителя начальных классов».
Он состоялся на базе учебной мастерской «Преподавание в младших классах», созданной в колледже в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» в сентябре 2021 года. На семинар пригласили учителей Кондровской средней школы №4. Их приветствовали заведующий мастерской Н.С.Лисенкова и заместитель заведующего Е.В.Басулаева. Семинар начался представлением учебно-производственного оборудования мастерской. Здесь были сетевые версии учебников, интерактивная панель и проектор SMART, цифровые лаборатории, цифровой микроскоп, конструктор Лего, документ-камера, система голосования и электронный флипчарт. И всё это, несомненно, повышает мотивацию учащихся и облегчает работу учителя.
Как рассказала присутствующим Н.С.Лисенкова, информационно-коммуника-ционными технологиями (ИКТ) сейчас все шире пользуются учителя начальных классов. Это совокупность методов, связанных со сбором, производством, обработкой, передачей различных видов информации. При традиционном обучении мы видим простую модель учебного общения: «учитель – ученик». Но при использовании возможностей ИКТ присутствует сочетание наглядно-образной информации с графической и цифровой. Нередко просто «чистый и звучащий» текст ученик не воспринимает в должной мере и не запоминает, несмотря на усилия педагога. Поэтому такую модель общения важно дополнять. К примеру, использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения и усвоения знаний с помощью различных тестов, использования аудирования, программ-тренажеров, показа презентаций. При этом электронные и цифровые образовательные ресурсы не заменяют работу учителя, но их использование приобретает иной характер, наполняет урок другим, более емким содержанием.
Участникам семинара показали необходимое оборудование. Они сами смогли под руководством педагогов мастерской «Преподавание в младших классах» всё осмотреть, поработать с программами-тренажерами, попробовать их в организации элементов учебной деятельности: составлении заданий, проведении проверочных тестов, составлении материала, необходимого на уроке. Также желающие попробовали свои силы в лего-конструировании, в использовании возможностей, которые дает это занятие, нацеленное на развитие практических способностей детей, при организации дополнительной образовательной деятельности с учащимися.
Участники семинара обменялись мнениями и поделились опытом в использовании цифровых средств обучения и оборудования, которое им предоставили для ознакомления на площадке.
По мнению участницы семинара Я.Р.Лотовской, сейчас все шире внедряются цифровые образовательные технологии, успешное и правильное использование которых приводит к достижению педагогических целей.
Актуальность цифровизации образования в том, что она способствует внедрению методик индивидуального обучения ребенка, в соответствии с его потребностями, возможностями при широком использовании компьютерных технологий и специального оборудования. Учителю ясен результат: повышение управляемости учебным процессом, оптимизация учебного и рабочего времени, решение проблем наглядных пособий, модернизация содержания форм организации учебной деятельности.
Цель образования – не только усвоение конкретной суммы знаний, а получение определенных навыков, умений, развитие способностей и личности ребенка.
Неинтерактивное содержание как часть образовательного процесса остаётся: это книги, видео, сбор информации, изучение документов, тематическое общение. Но любые технологии не самоцель. Работу учителя никто не отменял. Он как наставник сопровождает самообразование ученика, освоение им необходимых программ, возможностей цифрового оборудования, учит детей самостоятельно трудиться и заниматься саморазвитием.
Все участники методического семинара сошлись в едином мнении: информационные образовательные технологии – процесс получения знаний, который строится не только на общении с учителем, но и на самостоятельной работе при применении и под контролем цифровых и компьютерных средств получения и закрепления учебной информации. Информационные образовательные технологии направлены на усиление самостоятельной работы ученика.
По итогам методического семинара «Информационные технологии в работе учителя начальных классов» с педагогами Кондровской средней школы №4 всем участникам вручили сертификаты.
И.Семкова, преподаватель Калужского индустриально-педагогического колледжа.