Прошлой осенью в нашем городе открылся развивающий центр для детей и взрослых – творческая студия «Кругозор». Основательница и преподаватель Ксения ТУРАНОВА уверена, что изобразительное искусство – способ познания окружающего мира.
Мы поговорили с Ксенией о том, как эта идея приживается на кондровской земле, а заодно убедились, что приобретённые в жизни знания, знакомства, каждая встреча – вовсе не случайны.
– Ксения, традиционный вопрос: как всё начиналось?
– Я кондровчанка. Все мои корни отсюда. Мама Ирина Владимировна Туранова и бабушка Людмила Ивановна Стаканова – учителя со стажем работы в школе более 30 лет. Папа Евгений Алексеевич Туранов – полковник, служил в артиллерийских войсках, всегда поддерживал меня в творческих начинаниях. Все они старались вложить в меня ответственность, дисциплину, уважение к труду.
Рисовать начала рано. Вообще, считаю, что все дети – художники. Просто в ком-то способность остаётся и развивается, а у других – замещается. Часто ребёнок говорить ещё не начал, а уже берёт карандаш и пытается что-то изобразить.
Осознанный интерес к этому занятию возник у меня лет в одиннадцать. Нравилось наблюдать за людьми, их запечатлевать, проявлять фантазию. А больше всего – придумывать и изображать одежду и образ. Поэтому уже с 5 класса я знала, что именно модельером хочу стать в будущем.
В 14 лет поступила в школу искусств. Занималась там до 11 класса. Кстати, однажды я уже была на страницах газеты «Новое время». В 2008 году участвовала в конкурсе областного Законодательного Собрания «Жуков – народный герой», посвящённом юбилею полководца. Под руководством своего преподавателя Светланы Ивановны Фарниевой выполняла портрет великого маршала. Заняла 1 место, о чём написали в этой газете.
– Планы получить профессию мечты удалось воплотить?
– Окончив школу, уехала в Москву и поступила в Международный славянский институт на факультет «Дизайн одежды». Училась там шесть лет.
Нужно отметить, это очень практичная специализация. Связана с материаловедением, технологией, конструированием. Мне же было сложно вклиниться в такие рамки. Менее интересно, чем создание концепции коллекций и иллюстрирование моделей.
В институте работали замечательные педагоги. Особенно повлияли на моё творческое видение Игорь Михайлович Володькин – живописец, график, член Союза художников России, и Олег Александрович Уваров – скульптор, график.
В студенческие годы приобрела и первый собственный опыт преподавания. На четвёртом курсе меня пригласили в частную изостудию вести занятия по рисунку и живописи у взрослых. Причём, у тех, кто никак не связан с изобразительным искусством. Эти люди приходили просто для того, чтобы переключить внимание, отдохнуть от дел. Не углубляясь в академизм, писали картины.
Идея организации такого качественного и полезного досуга мне понравилась. И уже в институте я сделала проект по маркетингу на тему: «Разработка творческой студии».
– Получив диплом, работать пошли по специальности?
– Да. Трудилась техническим дизайнером в известной компании INCITY. Это массовое, промышленное производство одежды. А через два года устроилась в ателье. Вот там была уже более творческая работа: мы создавали вечерние платья для знаменитых и важных персон. Совместно с конструкторами и технологами участвовали в пошиве.
Ну а потом – семья, дети, декрет, переезд в Кондрово. После рождения дочки и сына стала задумываться: как же мне научить их понимать и видеть красоту?
В институте у меня была подруга Лада. Её мама Светлана Геннадьевна Ашикова – преподаватель-художник с большим стажем, автор учебников по изобразительному искусству. У неё есть творческая студия в Москве. Меня всегда восхищало, как там занимаются с детьми и какой получается итог. Хотелось, чтобы и мои дети учились по этой программе.
Но, так как я уже переехала сюда, в Москву их физически не смогла бы во-зить. Стала искать материалы, пособия и начала по разработкам Светланы Геннадьевны заниматься с ними сама.
– Вскоре у вас появились и другие ученики?
– Знакомый попросил позаниматься с дочкой изобразительным искусством. Какой-то опыт у меня уже был. Цель – наполнить молодые головы красивыми образами, чтобы впоследствии качество их жизни повысилось – тоже. Поэтому согласилась.
Потом появился ещё один ученик, третий, четвёртый… Подумала: раз это востребовано, значит, есть смысл вкладываться в дело ещё больше – и физически, и материально. К тому же, мне хотелось, чтобы мои дети общались с другими ребятами в атмосфере творчества и созидания.
– Знаю, что реализовать замысел помог социальный контракт.
– Это предложили в отделе социальной защиты населения районной администрации. Всё объяснили, рассказали, что нужно делать. Написала бизнес-план: помогло высшее образование и тот самый институтский проект по маркетингу.
Мне всё одобрили и перечислили средства. Приобрела оборудование, мебель, художественные материалы. Подала объявление в вашу газету. Отклик получила быстро и в прошлом ноябре начала собирать первую группу.
– Ксения, расскажите, как организована работа вашей творческой студии.
– В среднем, в день занимается одна-две группы. В учебном году занятия проходят в вечернее время, на выходных и каникулах – днём. Состав групп небольшой, чтобы сохранялась возможность проявить индивидуальный подход.
Для каждого возраста подготовлена отдельная программа. Занятия строятся по принципу «вдох и выдох». «Вдох» – мы погружаемся в тему, узнаём интересные факты, истории, изучаем произведения искусства, наполняемся прекрасными образами.
Далее идём заниматься творческой деятельностью. Происходит своеобразный «выдох». Так полученная информация лучше «зацепится» в голове, будет осознанной. Материалы и инструменты для занятий я предоставляю.
– Студию «Кругозор» могут посещать и взрослые?
– Да, есть уже небольшая группа. Хочется, чтобы они приходили. Для взрослого человека умение находить и воспринимать красоту не менее важно. В любом возрасте можно и нужно развивать, «прокачивать» творческие способности. Они помогают более качественно и легко создавать и изменять окружающую реальность.
Сейчас вокруг нас очень много информации. В этом потоке (даже по себе вижу) можно легко потеряться. Изобразительное искусство поможет ясно и чётко увидеть окружающий мир, привести в порядок мысли и наполниться спокойствием, научит отличать красивое от безобразного. Что, мне кажется, важно на сегодняшний день.
– Как считаете, будет это направление в дальнейшем востребовано в нашем маленьком городе?
– Студия пока ещё на этапе становления. Будем расти. Изобразительное искусство – уникальный и значимый предмет, который характеризуется нацеленностью на развитие творческого потенциала человека, на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции. Важно видеть и понимать мир многогранно, а для этого необходимы знания. Поэтому название «Кругозор» не случайно.
У нас не просто рисование. Мы интересуемся архитектурой и скульптурой, наукой и техникой, живописью и дизайном… И мне это тоже нужно: не столько ради заработка, сколько для саморазвития.
Еще хотелось бы отметить, что с развитием производства товаров увеличивается конкуренция на рынке. Чтобы товар купили, необходим хороший и продуманный дизайн продукта, упаковки.
В этом году моя ученица поступила в колледж при Санкт-Петербургском государственном университете технологий и дизайна на бюджетное отделение. Считаю, что подготовка к поступлению талантливых ребят – важное и перспективное направление деятельности в нашем городе.
У Платона есть высказывание: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной Красоте». Вдохновляет, согласитесь? Слушая и видя прекрасное, человек улучшается.
– Спасибо вам, Ксения, за интересную беседу. Желаем дальнейших успехов!
Татьяна МАШНЕНКОВА.