«Оплатите, пожалуйста, переводом по номеру», – просят иногда в парикмахерской, на рынке или в магазине у дома.
Откажитесь и заплатите картой, через СБП или наличными. Иначе, в лучшем случае, вы упустите выгоду, в худшем – будете разбираться с правоохранительными органами.
Вместе с Роскачеством разбираемся, чем может грозить перевод по номеру.
Что такое оплата переводом по номеру
Это быстрый способ отправить деньги с вашего банковского счёта получателю, используя его номер телефона. В этом случае средства зачисляются на личный счёт конкретного человека, а не организации.
Важно понимать: это не то же самое, что оплата по QR-коду через Систему быстрых платежей.
Там всё официально – деньги идут на счёт бизнеса, и вам выдадут чек.
Зачем продавец просит оплатить переводом
Причин может быть две:
– желание сэкономить. Переводы не облагаются банковской комиссией, в отличие от оплаты картой;
– уход от налогов. Такие переводы не проходят официально и не отражаются в учете бизнеса.
Почему сотрудник компании просит перевести деньги
Чаще всего, чтобы нарушить ваши права.
Ситуация 1. В ресторане действует акция «3 блюда по цене 2», но вы о ней не знаете. Недобросовестный официант может принять оплату переводом за три блюда, а внести в кассу только за два.
Ситуация 2. Кассир предлагает оплатить продукт переводом. Возможно, он продает товар с истекшим сроком годности, который подлежит утилизации. Деньги за такой товар пойдут не в магазин, а лично кассиру.
Почему платить по номеру телефона невыгодно

  • Покупатель тратит лимит на переводы по СБП.
  • Не получает кешбэк и другие бонусы от банка.
    Почему платить по номеру телефона опасно
    Есть риск, пусть и небольшой, что придется объясняться с правоохранителями.
    Покупатель может совершить перевод на карту «третьего лица», так называемого, дропа – человека, на которого оформляются десятки карт для обналичивания преступных доходов. Это может быть расценено как легализация (статья 174 УК).
    Может перевести деньги на счёт, связанный с мошенниками или экстремистами. Это тоже подпадает под действие УК (статья 282).
    Нет чека – нет гарантий
    При оплате переводом вам, скорее всего, не выдадут чек.
    Это значит, что вы не сможете:
    – подтвердить факт совершения покупки;
    – вернуть некачественный товар;
    – получить гарантийное обслуживание или подать претензию.
    Как обезопасить себя
    Оплачивайте покупки через терминал или по QR-коду через СБП и требуйте чек.
    Так деньги точно отправятся на расчётный счёт бизнеса, и вы будете защищены в случае непредвиденной ситуации.
    Утечкам – нет: как сохранить персональные данные
    Мошенники называют вас по имени и отчеству и даже знают, где вы работаете? Вероятно, ваши данные уже «слили» в Сеть.
    Аферисты крадут не только номера телефонов, но и логины, пароли, банковские реквизиты. Как сберечь личную информацию от мошенников?
    Что такое персональные данные
    Это любые сведения, по которым можно идентифицировать личность:
    – ФИО;
    – адрес, номера телефонов, электронная почта;
    – номер паспорта, ИНН, СНИЛС;
    – банковские реквизиты, номера карт, сведения о доходах;
    – данные о здоровье и медицинская история;
    – место работы, должность, образование;
    – фото лица, отпечатки пальцев.
    Как снизить риск утечки данных
    Используйте сложные пароли для каждого сервиса (от 13 знаков, с буквами разного регистра, цифрами и спецсимволами).
    Заведите отдельный email для регистраций и подписок.
    Используйте отдельную карту для онлайн покупок. Храните на ней минимальную сумму.
    Не заполняйте поля с персональными данными, если это опционально.
    Персональные данные: удалять или нет
    По закону вы можете отозвать свои данные у любого оператора. Чтобы это сделать, напишите заявление, указав в нем:
    – название организации, которая хранит ваши данные;
    – её адрес;
    – ваши ФИО, данные паспорта, адрес регистрации.
    Документ можно отправить почтой или на email организации. В течение 30 дней после получения заявления ваши данные из базы должны удалить.
    Файлы cookie – тоже персональные данные
    Сookie – фрагменты данных, которые сохраняются при посещении сайта: номер телефона, город, язык, сделанные покупки, логин и пароль.
    Эти данные часто перехватывают мошенники, и последствия могут быть разными: от рассылки спама от вашего имени до онлайн-покупок за ваш счёт.
    Обычно при посещении сайтов всплывает окно, в котором вы можете разрешить или запретить доступ к cookie.
    Как контролировать файлы cookie
    Найдите раздел «Расширенные настройки сайтов» в настройках браузера. Выбрав пункт «Запрещены», вы запретите сайтам запоминать ваши данные.
    Опция «Заблокировать сторонние сайты cookie» запретит сайтам отслеживать историю вашей работы с ресурсом.
    Также есть функция «Ограничение сторонних cookie». Она разрешит сбор сведений только тем сайтам, на которых вы уже бывали.
    Утечка данных: компенсации для людей
    Сейчас отдельных компенсаций по факту утечки личных данных нет. Но если вы из-за этого понесли убытки – моральные или материальные, – можно обратиться в суд.
    Также до конца 2025 года в России планируют ввести страхование ответственности оператора данных. По такой страховке клиентам, данные которых утекли, могут выплатить компенсацию от 1 до 5 тыс. рублей.
    Кто платит за испорченный товар
    Испортили товар в магазине – не спешите отдавать деньги. Возможно, в торговом зале между рядами слишком мало места, не вытерли пол или хрупкий предмет лежал на краю полки. Тогда ответственность лежит на магазине.
    Что делать, если товар испортился не по вашей вине:
    – объясните ситуацию сотрудникам, попросите проверить записи с камер;
    – настаивайте на составлении акта о порче товара. В нём нужно описать ситуацию и поставить подписи свидетелей;
    – вас не могут заставить оплачивать товар на месте. Администрация магазина должна вызвать полицию, а после – обратиться в суд.
    Возместить ущерб придётся, если магазин докажет, что товар испортился по вашей вине. Например, вы уронили его, бегали по торговому залу или неосторожно обращались с тележкой.
    В ситуации, когда товар повредил ребёнок младше 14 лет, ответственность несут родители.
    Если вы считаете, что ваши права потребителя нарушены, обратитесь в Роспотребнадзор.
    Телефон горячей линии: 8 (800) 555-49-43.