В 2015 году дом Щепочкина-Мещеринова был признан объектом культурного наследия муниципального значения.
Руководители Дзержинского района Егор Вирков и Андрей Степанян, депутат Законодательного Собрания Калужской области Сергей Кондюрин осмотрели дом-усадьбу Щепочкина-Мещеринова в Кондрове, где ведутся масштабные реставрационные работы.

Старинный дом Щепочкина-Мещеринова находится в центре города. Долгое время он был в запустении. В 2023 году объект взяли в концессию по программе государственно-частного партнёрства.
День сегодняшний

В 2025 году начались полномасштабные реставрационные работы дома Щепочкина-Мещеринова. Их планируют завершить в течение пяти лет.
Среди ответственных лиц за восстановление усадьбы – депутат Законодательного Собрания Калужской области Сергей Кондюрин.
– На данный момент расчищена площадка, ведутся работы по укреплению стен и монтажу крыши над левым крылом здания, – рассказал народный избранник. – К счастью, здание сохранило значительную часть несущих конструкций, что немного упрощает задачу. Однако объект сложный и объём работы очень большой. Мы его выполним, потому что это наша история и память, которую должны сохранить.
Из истории
Начало строительству дома положил помещик и фабрикант, поручик Павел Григорьевич Щепочкин, в 1799 году купивший село Кондырево. Дом планировался как элемент типовой усадебной постройки начала ХIХ века: храм, дом, фабрика.
Дом представлял собой многофункциональное сооружение: верхний этаж предназначался для управляющего фабрикой, второй – для служащих с их семьями: в цокольном этаже располагалась прислуга, кухня; в подвалах – подсобные помещения. Причем, сообщение шло по всей площади дома. Можно было, не выходя из помещений, обойти весь дом.
Правое крыло сохранилось лучше других частей здания, а вот левое сильно пострадало в 80-е годы ХХ века и в настоящее время представляет собой руины и требует полной реконструкции. Это крыло, как и весь дом, было изменено в конце ХlХ века: расширено приблизительно на 5-6 метров и перепланировано в гостиницу для приезжающих на фабрику иностранных специалистов. На южном фасаде здания располагался большой трехъярусный балкон. По описаниям, у правого флигеля имелась пристроенная терраса, у левого (сгоревшего) – балкон с выходом в сад.
В 1834 году П.Г.Щепочкин скончался. Имение перешло к дочери Павла Григорьевича Елене, вышедшей замуж за генерал-майора Василия Дмитриевича Мещеринова.
Вслед за переходом имения к новым владельцам, приблизительно в 1840-х годах, произошла крупная переделка дома, включившая надстройку его третьим этажом и пристройку больших Г-образных в плане крыльев, образовавших двор с северной стороны здания. Об именно таком составе работ свидетельствуют различия размеров кирпичей в стенах центрального объема, а также отступы наружных стен крыльев относительно стен центрального объема, различия форм карнизов тех и других стен, несоответствия на фасадах осей проемов третьего этажа и осей проемов нижних этажей, разные своды в помещениях цокольного этажа – по преимуществу крестовые в центральном объеме и коробовые в западном крыле. В ходе этих работ, очевидно, были переложены многие проемы в стенах нижних этажей центрального объема. Западное крыло здания получилось большей ширины, чем восточное крыло: это может объясняться ослаблением в 1840-х годах строгих норм классицизма, требовавших симметричных архитектурных решений, и усилением внимания к бытовым потребностям владельцев домов. Архитектором этих работ стал Петр Иванович Гусев, уроженец села Троицкого и до 1832 года крепостной помещиков и владельцев Троицкой бумажной фабрики – Хлюстиных.
В 1854 году дом и фабрика перешли во владение англичанину Вильяму Оттовичу Говарду, который с 1858 по 1871 годы со своей семьей жил в этом доме. Тогда же, предположительно, произошли еще некоторые изменения в архитектуре здания: были удлинены левый и правый флигели, в левой (ныне разрушенной) части располагались комнаты для проживания специалистов-механиков, прибывавших на длительные сроки из-за рубежа. Прожив необходимое количество времени, выполнив работу, они уезжали… После отъезда Говарда за границу здесь жили управляющие компанией «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики В.Говарда», а в начале XX века – служащие Кондровской фабрики.
В начале XX века строительная история дома была дополнена: восточное крыло здания было удлинено, видимо, дважды. Это могло быть сделано не только для увеличения жилой площади дома, но и для большей изоляции пространства двора от улицы, проходившей вдоль восточного крыла здания.
После революции и национализации фабрик дом был передан в жилой фонд Кондровского бумажного комбината, разделен на квартиры и плотно заселен. Разделение на квартиры вызвало значительную перепланировку здания, по преимуществу возведением многочисленных перегородок.
В конце 1980-х годов сильным пожаром было полуразрушено западное крыло здания.