В дежурную часть ОМВД России по Дзержинскому району обратился местный житель с заявлением о мошенничестве. Как рассказал потерпевший, в начале июля с ним связался мужчина и пояснил, что гражданину необходимо перезаключить договор на обслуживание домашнего телефона, для этого ему требовалось назвать свои паспортные данные, что тот и сделал.
Затем потерпевшему поступил следующий звонок от якобы сотрудника государственного учреждения, который сообщил, что данные мужчины похищены и теперь денежные средства, которые он хранит на счетах в банке, в опасности. Аферисты оформили на него крупный кредит, и вся сумма пошла на финансирование преступной деятельности.
Следом поступил третий звонок. Незнакомец, представившийся сотрудником правоохранительных органов, рассказал, что для сохранения своих средств жителю Дзержинского района необходимо их снять и передать курьеру, который будет ожидать его в другом городе.
Поверив мошенникам, потерпевший несколько раз передавал свои накопления, а также кредитные денежные средства курьеру. Каждый раз преступники обещали, что деньги проверят и они будут находиться на «специальном счете», который вскоре станет доступен. Общий ущерб, причиненный гражданину, составил 5 миллионов 600 тысяч рублей.
По данному факту следственным подразделением УМВД России по городу Калуге возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество». Расследование продолжается. Проводятся мероприятия, направленные на установление лица, причастного к совершению данного преступления.
Уважаемые граждане! Полиция предупреждает: будьте бдительны! Не сообщайте незнакомцам свои персональные данные (паспортные данные, номер СНИЛС, коды, поступающие в СМС-сообщении, номера банковских карт, CVC-коды и иную личную информацию), кем бы они ни представлялись. При поступлении подобных звонков – незамедлительно кладите трубку. Предупредите своих близких о подобном мошенничестве. Не дайте себя обмануть!
По информации УМВД России по Калужской области.
Мошеннические операции будут отслеживать
С 1 сентября банки при выдаче наличных обязаны проверять, не находится ли человек под давлением мошенников, а также не совершает ли аферист операцию за него.
Банк России определил девять признаков, на которые будут ориентироваться кредитные организации.
- Снятие денег в необычное время, в незнакомом банкомате или на непривычную сумму.
- Долгая или странная реакция карты/телефона при работе с банкоматом.
- Нетипичный способ снятия (например, вместо карты – через QR-код).
- Попытка снять деньги в течение 24 часов после:
– получения кредита или увеличения лимита по кредитке;
– перевода себе через СБП больше 200 тыс. рублей;
– досрочного закрытия вклада на сумму от 200 тыс. рублей. - Сигналы о том, что операцию могут проводить без согласия клиента (например, данные карты скомпрометированы).
- Подозрительная активность по телефону или в мессенджерах не менее чем за шесть часов до операции: много звонков, новые номера, непривычные СМС.
- Вредоносные программы на телефоне, смена сим-карты, странные параметры устройства или нетипичный вход в онлайн-банк (например, через другого провайдера связи, операционную систему, приложение и так далее).
- Более пяти неудачных попыток снять деньги за день (например, из-за неверного PIN).
- Совпадение данных клиента с базой подозрительных лиц (будет применяться с 1 марта 2026 года).
Если банк заметит хотя бы один из признаков, сразу сообщит об этом клиенту через СМС или пуш-уведомление и введёт лимит: не больше 50 тыс. рублей в день на 48 часов. Крупную сумму в это время можно будет получить только в отделении.
Все эти меры помогут сохранить деньги простых людей. Благодаря эффективной борьбе с мошенничеством, за первую половину 2025 года российские банки предотвратили хищение 8 трлн рублей.
Кодовые фразы аферистов
Преступников нередко выдают «кодовые фразы», с помощью которых они пытаются надавить на жертву. Их часто используют и курьеры, которых мошенники отправляют за деньгами и документами.
Как работает схема
Вам звонят из «банка» и угрожают блокировкой счёта или предупреждают вас о подозрительных операциях.
Под надуманным предлогом вас просят передать деньги или важные документы.
Затем сообщают, что за ними приедет курьер – якобы сотрудник банка или службы безопасности.
При встрече курьер использует специальные фразы, чтобы вы ему поверили.
В МВД назвали кодовые фразы мошенников:
«Я от сотрудника банка!» Помните: настоящие финансовые организации не отправляют курьеров за деньгами и документами.
«Выходите, я подъехал!» Давят на срочность, чтобы вы не успели собраться с мыслями.
«Всё по инструкции!» Отказываются объяснять, зачем вам передавать кому-то деньги или документы.
«Не сообщайте никому!» Настаивают на секретности.
Если вы поняли, что имеете дело с курьером мошенников:
– прекратите контакт с ним;
– не передавайте деньги и документы;
– постарайтесь запомнить приметы человека, его транспорт, номер телефона;
– сообщите в полицию.
Очередная схема: «Замена ТВ»
Вам звонят и предлагают заменить цифровое телевидение? Не верьте: это мошенники!
По телефону вам говорят, что нужно «заменить цифровое телевидение». Мошенник просит назвать код из СМС – якобы для «обновления телевизионной сетки».
Потом с вами связывается «сотрудник Роскомнадзора» и говорит, что ваш аккаунт на Госуслугах взломали и злоумышленники уже получили доступ к банковским счетам. Он может даже назвать суммы и банки, в которых вы храните сбережения.
Преступник предлагает «спасти деньги» – перевести их на «новые защищённые карты». На самом деле – на счета мошенников.
Никому не называйте коды из СМС, даже людям, которые представляются сотрудниками госорганов или обещают защитить ваши деньги.
Если вам звонят и говорят, что нужно что-то обновить, например, цифровое ТВ или договор с мобильным оператором, кладите трубку.
Новый способ защитить аккаунт Госуслуг
Никому никогда не сообщайте логин, пароль и коды для входа в учётную запись Госуслуг. А где получать эти коды – выбирайте сами.Сегодня появился ещё один вариант – мессенджер Мах. В него придёт одноразовый код (OTP-код). Пока сервис доступен в тестовом режиме, но скоро подключить его смогут все пользователи Госуслуг. Сервис разработан по закону о национальном мессенджере.
Чем удобен код в Мах
Это такой же надёжный способ подтвердить вход, как и уже существующие, но с рядом преимуществ:
• Защищает от мошенников. Перед получением кода чат-бот задаст вопросы, которые помогут выявить злоумышленника. Если ответы вызовут подозрение – он не выдаст код и предупредит об опасности.
- Не требует установки дополнительного приложения для создания одноразовых паролей, если вы уже пользуетесь мессенджером Мах.
- Позволяет получить код для входа на Госуслуги тем, кто не имеет возможности получать СМС.
- Речь идёт только о втором факторе защиты Госуслуг. Для смены пароля и восстановления доступа к учётной записи по-прежнему нужно СМС.
Другие варианты второго фактора защиты Госуслуг
- СМС-код;
- TOTP-код из специального приложения для создания одноразовых паролей;
- биометрия.
Как подключить одноразовый код в Мах
Войдите на Госуслуги в браузере вашего компьютера. Позже возможность появится в мобильной версии портала.
После входа появится баннер с предложением подключить одноразовый код в Мах.
Определитесь, на какое устройство вы хотите получать код, и убедитесь, что на нём установлен Мах. Код будет приходить только на него.
Укажите это устройство как доверенное на Госуслугах – для этого отсканируйте QR-код на экране.
В приложении Мах откроется чат «Коды подтверждения», в котором вы будете получать одноразовые коды. Эти коды работают только для одной сессии.
Изменить своё решение и выбрать другой вариант защиты Госуслуг можно в любой момент в разделе «Безопасность» Личного кабинета.