11 июля исполнилось 90 лет Юлии Федоровне Смирновой.
По документам, родилась она в Кондрове. Но на самом деле место ее рождения — одна из окрестных деревень. Дело в том, что отец Юлии Федоровны как ответственный партийный работник и председатель колхоза был вынужден часто разъезжать по району. Эти командировки порой затягивались на несколько месяцев, поэтому вместе с главой семейства кочевой образ жизни вели его жена и дети. Семья жила скромно, много лет не имея своего угла. Пока отец активно работал на руководящей должности, мать занималась детьми и домашним хозяйством. У Юли были старший брат и младшие два брата с сестрой. Постоянное общение с братьями выработало в характере девочки храбрость и напористость. Она всегда умела постоять за себя и не давала в обиду младших. Эти «боевые» качества в жизни потом очень пригодились.
Когда началась война, Юля успела закончить всего 7 классов. Старшего брата Василия мобилизовали на фронт. Мать и четверо детей остались тогда в поселке Мятлево. Юлия Федоровна сейчас уже не может сказать, где именно находился во время войны ее отец: воевал или партизанил. Известно только то, что он не мог остаться рядом с родными. Очень трудные времена пришлось им, как и многим, пережить во время оккупации. Немцы забрали кормилицу-корову. С населением они вообще не церемонились. Однажды фашисты принялись сгонять всех жителей в один большой дом. Видимо, готовились отправлять их в лагерь. Мать тогда научила детей, чтобы те попросились у фрицев отойти ненадолго, якобы по нужде. Как только это им удалось, она и сама чудом оттуда вырвалась. Так они сбежали в другую деревню — Николаевку, стали жить у родственников. А когда Кондрово освободили от оккупации, семья поселилась там, в доме у родителей отца.
Во время войны Юле довелось работать киномехаником. Она возила на телеге по окрестным деревням кинопленки и «крутила» кино: как говорят, несла культуру в массы и поднимала боевой дух сельских жителей. Работа эта была очень ответственной и даже рискованной. Девушке приходилось самой управляться с лошадью, ездить в любую непогоду по ухабам и бездорожью, следить, чтобы аппарат и пленки не потерялись, не повредились. Назад возвращаться доводилось поздним вечером, а на лесной дороге могли подстерегать волки. Вот где пригодился смелый и решительный характер!
В мае 1945 года, когда страшные годы войны были позади, домой вернулись отец и его старший сын Василий, семья вновь воссоединилась. Завели хозяйство, обрабатывали большой участок земли — 50 соток. Постепенно жизнь налаживалась. Отец Юлии устроился на работу. Должность у него снова была руководящая и ответственная — директор хлебопекарни.
Юля после войны окончила курсы и устроилась на бумажную фабрику учетчицей. Так и проработала она на этом предприятии до самой пенсии.
Замуж Юлия Федоровна вышла в 1947 году. Жених ее, Алексей Максимович, был местный, кондровский. Ему пришлось воевать на войне, а потом служить еще два года. А когда он вернулся домой, произошла их судьбоносная встреча. У этой красивой пары любовь была сильная, настоящая. Через несколько месяцев молодые поженились. Семейную жизнь начали у родственников мужа, а уже позднее обзавелись собственным жильем. Работал Алексей сначала на хлебопекарне водителем, а потом устроился на комбинат слесарем в ремонтно-механический цех.
В 1952 году у Юлии Федоровны с мужем родилась дочь, а через семь лет – еще одна дочка. Старшая дочь окончила школу, бумажный техникум и уехала по распределению работать в Красноярск, на целлюлозно-бумажный комбинат. Сейчас она вернулась в Кондрово, приводит дом в порядок и ухаживает за престарелой матерью.
Свободное время Юлия Федоровна проводила с пользой для души: ходила в Городской дом культуры петь в хоре, любила вязать, печь пироги.
Ее дочь Надежда вспоминает:
— Когда я училась в техникуме, чувствовала себя модницей. Мама вязала нам с сестрой красивые кофточки, костюмы, платья. Как-то раз на новогодний вечер я пришла в шикарном розовом платье, связанном руками мамы. Мои подруги были просто поражены. В магазине ведь такую красоту купить было невозможно! Я тоже умею вязать, но простые вещи: носочки, шарфики, шапочки. Видимо, для более сложного рукоделия мне не хватает усидчивости и такого терпения, как у мамы.
Я поинтересовалась у Надежды, есть ли среди родственников еще такие долгожители, как ее мама?
— Ее старший брат Василий умер на 90-м году жизни, — рассказывает она, — а младшей сестре Римме сейчас 83 года. Но не могу сказать, что у мамы такое уж «железное» здоровье. Когда она работала на фабрике, то в 35 лет серьезно заболела: что-то с позвоночником случилось. Она даже полгода лежала, не могла встать. Но потом вылечилась, и ей пришлось перейти в отдел сбыта. Там работать было легче. У нее общий рабочий стаж – более 40 лет, так что мама – ветеран труда! Она и сейчас старается не сидеть, сложа руки, хочет быть полезной.
На юбилей Юлии Федоровны родственники планируют собраться немного позже официальной даты. Так уж сложились обстоятельства. И ремонт дома к тому времени как раз будет завершен. Дружная семья соберется за одним столом, и эта жизнелюбивая женщина со стойким характером вновь услышит в свой адрес самые теплые и добрые пожелания.