Привлекать школьников к общественно-полезному труду нужно обязательно! При этом школу не должно интересовать мнение родителей на этот счет. Об этом сказала новый министр образования Ольга Васильева 30 августа на Общероссийском родительском собрании.
В настоящее время уроки труда под названием «Технология» проводятся у школьников, начиная с пятого класса. А вот привлечь к уборке класса или работе на школьном участке без согласия родителей сейчас, как в советские времена, нельзя. Правильно это или нет? Психологи, педагоги и родители до сих пор не пришли к единому мнению. Однако со следующего года в вопросах трудового воспитания детей новый министр обещает возврат к хорошо забытому старому.
Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили кондровчан.

4-1
В.Б.Бирюкова, заведующая отделом образования и спорта администрации Дзержинского района:
— Трудовое воспитание в школе должно не только давать детям какие-то навыки. Важно сформировать у подростка основные жизненные ценности, научить уважать чужой труд. Где, как не в школе, ребенок может попробовать себя в труде? Как мама, я считаю, что если мой ребенок сделает уборку в классе, он уже будет стараться не мусорить и не прилепит жвачку на парту. Даже если случайно насорит, то будет знать, что за собой нужно убрать. Да, сейчас учитель не имеет права заставить ученика даже помыть пол в классе без согласия его родителей. Но должна сказать, что в наших школах в этом вопросе родители признают важную роль общественно-полезного труда и практически единодушно поддерживают школу. Дети принимают участие в субботниках, выращивают овощи на пришкольных участках. На занятиях по технологии девочки изучают домоводство: шьют, готовят, а мальчики учатся мастерить с применением различных инструментов. Поэтому я думаю, что с введением в следующем учебном году в систему школьного образования каких-то реформ, связанных с трудовым воспитанием, наши дети особой разницы не почувствуют.

4-2Ольга Пысенкова, семиклассница:
— Я учусь в 7 классе. После уроков мы по очереди дежурим в классе: поднимаем стулья на парты, убираем мусор, подметаем полы. На уроках технологии мальчики что-то мастерят, а мы учимся готовить, шить. К сожалению, швейных машинок на всех девочек не хватает, а те, что есть, часто ломаются. Но с 8 класса нам предоставляется возможность ходить на занятия к мальчикам. А еще мы ухаживаем за нашим школьным огородом. За каждым классом закреплен свой участок земли. С весны до сбора урожая мы ухаживаем за грядками. Я думаю, что таким образом в нас воспитывают чувство ответственности. Мы понимаем, что без ухода растения погибнут.

4-3Ольга Александровна Пысенкова, мама Ольги:
— Предложение нового министра образования насчет трудового воспитания мне нравится. Я воспитываю дочь, и для меня важно, чтобы ее в школе научили трудиться. На уроках технологии они учатся шить и готовить, так же, как и мы это делали раньше на уроках труда. А еще они работают на пришкольном участке. Когда я училась в школе, мы тоже ходили на такие «отработки»: копались в земле, обрабатывали грядки. За нашим школьным огородом мы по очереди ухаживали и летом.
Очень жаль, что сейчас отменили УПК — учебно-производст-венные комбинаты, которые были в советское время. На этих занятиях старшеклассники имели возможность получить профессию, как говорится, находясь в стенах школы. Как правило, девочки учились на секретарей-машинисток, изучали делопроизводство, а мальчики шли на автодело.

4-4Светлана Баринова, мама двоих школьников:
— Я помню, какие уроки труда были у нас в школе. Мы, девочки, учились шить фартуки, пекли пироги. Мальчишки занимались в мастерских: выпиливали кухонные доски для своих мам, делали скворечники. Эти уроки развивали ответственность и умение приспосабливаться в жизни. Поэтому, если министр Васильева хочет в этом смысле вернуть школы к старым традициям, то я только «за».

4-5Андрей Жанович Солиомон, дедушка первоклассницы:
— Моя внучка пошла в первый класс школы, в которой учился и я. Мне хорошо запомнились наши уроки труда. Девочки учились готовить: делали разные салаты, а мальчишек потом приглашали на дегустацию. Это было очень вкусно. А в мастерских было полно инструментов. Мы работали с деревом и металлом. И, кстати, за восемь лет не было ни одного случая травматизма. После уроков мы по очереди дежурили: убирали в классе и полы мыли — это не считалось зазорным. По моему мнению, начиная с 5 класса, сегодняшние ученики обязательно должны приучаться к общественно-полезному труду в школе.

4-6Ирина Юльевна Чебышева, бабушка школьницы:
— Уроки технологии я считаю не такими эффективными, как наши уроки труда, от которых современная школа ушла. Я делаю такой вывод, когда вижу, что многие девушки не в состоянии пришить пуговицу, подшить джинсы или подол юбки. А парни не могут нормально гвоздь забить. Конечно, у нас в городе есть разные службы. Но ведь можно было бы научиться всему в школе. А главное, раньше в школе воспитывали детей правильно относиться к труду. Абсолютно не считалось зазорным помыть полы в классе. А во время генеральных уборок мы мыли парты, стены в коридорах. И работа эта была нам по силам. Наши родители не боялись, что мы слишком перетрудимся.
Правильное трудовое воспитание позволяет ученику испытывать чувство радости и гордости за сделанную своими руками работу. При этом у ребенка повышается самооценка. В процессе коллективной работы воспитывается чувство взаимовыручки, уважения. Вот о чем должны помнить родители, стремясь облегчить жизнь своего ребенка.
Подготовила Елена Неделенко.