Торжественное мероприятие по случаю 200-летия ТБФ. Е.Г.КАЗАРИНОВ (слева) награждает Ю.Г.ВОЛКОВА, теплотехника фабрики.

Торжественное мероприятие по случаю 200-летия ТБФ. Е.Г.КАЗАРИНОВ (слева) награждает Ю.Г.ВОЛКОВА, теплотехника фабрики.

Бумажное производство России уходит глубоко корнями в старину.  
Первой в России бумажной мануфактурой, построенной на довольно высоком техническом уровне, считают основанную Петром Первым в 1716 году Красносельскую фабрику под Санкт-Петербургом. В числе первых и Полотняно-Заводская бумажная фабрика.
В 1811 году император Александр I своим Указом запретил пользоваться в Сенате и Департаментах привозной заграничной бумагой. Это поощрило русских купцов и негоциантов к строительству писчебумажных фабрик в России. Число фабрик росло, расширялся их ассортимент. Кратко остановлюсь на трёх российских фабриках и вместе с ними Троицкой бумажной фабрике, на которых в царское и советское время вырабатывался растительный пергамент.
В 1839-1840 годах предпринимателями (купцами) братьями Павлом и Александром Воргуниными, которые были из крестьян Ярославской губернии, построена Невская писчебумажная фабрика, которая в 1924 году стала бумажной фабрикой им.Володарского. Организация производства растительного пергамента на ней относится к 1904 году, а освоение выработки – к 1909-1910 годам. На тот период это была одна из лучших бумажных фабрик.
В 1883 году на Урале была построена и введена в эксплуатацию Сухонская бумажная фабрика по выпуску писчей и альбомной бумаги. Позднее на ней было налажено производство растительного пергамента, качество которого считалось отменным, а поставка осуществлялась исключительно за границу.
Следующая – Михайловская бумажная фабрика на Урале. В 1949 году на ней было смонтировано оборудование для производства фольги. Реконструированная фабрика в те годы освоила выпуск растительного пергамента.
С вводом новых мощностей по производству растительного пергамента на Троицкой бумажной фабрике в 1991 году, а также из-за морального износа и экологических соображений, в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века производство растительного пергамента на трёх вышеназванных предприятиях было закрыто.
Троицкой бумажной фабрике в этом году исполняется 230 лет. В объяснении князя Якова Алексеевича Козловского – владельца фабрики, медынскому нижнему земскому суду говорится: «оная бумажная фабрика заведена у меня на крепостной земле на реке Шаня в одной плотине с 1785 года, в действие пущена в 1787 году». Производство пергамента на ТБФ начали только в 1887 году ручным примитивным способом.
Первая пергаментная машины на ТБФ появилась в 1899 году, вторая – в 1909 году. Новым владельцем ТБФ Вильямсом Говардом в 40-е годы XIX века была проведена и успешно завершена модернизация производства.
В 1947 году, после окончания Великой Отечественной войны, машины были модернизированы. Сталинское выражение «кадры решают всё» полностью соответствовало состоянию с персоналом на кондровско-троицкой фабриках в тот период времени. Работали самородки. Директорами были: ТБФ — Л.А.Бутылкин, КБК — С.М.Комаров. Этих руководителей я видел в детстве, так как они были в дружбе с моим отцом-бумажником — также директором ряда предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
В то время была практика каждые 5-7 лет перемещать директоров с одного предприятия на другое или назначать выше.
К 1986 году ТБФ вырабатывала около 7500 тонн пергамента. Эти объёмы производства не устраивали потребности народного хозяйства. Но фабрика была в аварийном состоянии. Утечки серной кислоты разъедали грунт под пергаментными машинами. За несколько лет до 1986 года были закачены под машины сотни тонн бетона, но опасность провала оставалась. Нужно было в сжатые сроки на новом месте построить современную фабрику.
В начале 1986 года я был назначен генеральным директором ПО «Кондровобумпром», и мне пришлось от начала строительства до пуска руководить «рождением» новой фабрики. Строительство было непростым. Проект строительства фабрики, выполненный генеральным проектировщиком «Мосгипробумом», не выдерживал никакой критики. Проектом предусматривалось производство 25000 тонн в год пергамента массой метра квадратного 68 г/м2 при скорости пергаментной машины 180 м/мин., хотя ещё в 50-60-е годы пергамент вырабатывался значительно тоньше.
25000 тонн в год пергамента, по прогнозам, в СССР составляло по разным данным всего третью или четвёртую часть потребности в нём.
Пергаментный зал был построен для установки трех пергаментных машин, но по проекту устанавливались две машины финской фирмы «Раума-Реполла». Но самым сложным оказался непроработанный проектом вопрос о бумаге-основе для новых машин. Удалось внести в проект пристройку к зданию пергаментных машин и в сжатые сроки построить. Проектом не была предусмотрена бумагоделательная машина. Пускать новые пергаментные машины пришлось на бумаге-основе со старой фабрики, доставляя её автотранспортом. Группа специалистов была послана на Украину, на Жидачевский ЦБК, для ознакомления с производством бумаги на буммашине, которая была схожей с буммашиной БП-92, изготовленной Ленинградским заводом им. Второй пятилетки для ТБФ.
1991 год считается годом ввода новой ТБФ, таким образом, кроме исторической даты — 230-летия фабрики, в 2016 году следует отмечать 25-летие новой истории ТБФ, предприятия с мощностью 30000 тонн в год бумаги-основы и 25000 тонн в год пергамента.
Нельзя было отставать ни с одним вопросом, входящим в сферу строительства и пуска фабрики в срок. По всем вопросам были строго определены штабом сроки окончания строительных и пусконаладочных работ.
Очень важное значение в производстве пергамента имеет качество свежей воды. Бумажное производство, как известно, очень водоёмкое. Приходилось постоянно контролировать строительство многокилометровых водоводов с Угры для города и на ТБФ. Для использования в производстве вода с Угры проходила многоступенчатую очистку. Сначала механическую, после чего через песочные фильтры, в результате становилась фильтрованной, затем и на установке обратного осмоса, где самым важным элементом очистки являлась полупроницаемая мембрана. Вода в результате получалась близкой по качеству к дистиллированной.
К сожалению, эта установка была выведена из строя из-за самовольной и безграмотной попытки ввести её в работу.
Был и ещё один сложный вопрос, который мог сорвать сроки ввода фабрики – это подготовка кадров. В советское время был строгий порядок по набору кадров на вводимые объекты.
План по труду (штатное расписание), а отсюда и приём рабочих и ИТР устанавливался с начала пусконаладочных работ. Сложившиеся производственные отношения с Управлением по труду Минлесбумпрома позволили не сорвать укомплектование и подготовку кадров в устраивающие нас сроки. Помогала мне в этом вопросе начальник отдела труда ПО «Кондровобумпром» Майя Васильевна Ширяева. Она являлась одной из грамотнейших управленцев объединения. Моя кадровая политика по отношению к ТБФ заключалась в том, чтобы направить туда лучших высококвалифицированных специалистов, а также перспективных молодых специалистов. Так там оказались А.Ваулин, Ю.Бычков, Р.Гарифуллин, Ю.Кирьянов, В.Морданов и другие.
Встреча в тот пусковой период со специалистами из Всесоюзного научно-исследова-тельского института бумаги позволила сделать вывод, что наука по производству пергамента далеко отстала от реальности. Необходимо было многие моменты в производстве пергамента пересмотреть. В этой связи было намечено создать на ПО «Кондровобумпром» научно-исследовательскую группу специалистов-технологов во главе с И.С.Павловой. На ТБФ также были зрелые специалисты, которые должны были влиться в интересное дело.
В 1990 году я назначил главным инженером ТБФ С.С.Куценка — грамотного специалиста, который сам, набираясь опыта, мог проводить техническую политику в жизнь.
Почему новое строительство было запланировано именно на Троицкой бумажной фабрике, а не на других, о которых я говорил ранее? Отвечу. На уровне первого заместителя министра лесной и целлюлозно-бумажной промышленности СССР Н.Г.Никольского была проведена оценка состояния производства, экологической ситуации, экономической целесообразности и социальных последствий. В 1992-1993 годах в страну «пришла» грабительская приватизация. Порядочные и патриотически настроенные руководители вместе с коллективами не дали себя обанкротить, позволить скупить акции и остались лидерами целлюлозно-бумажной отрасли. Например, Марийский целлюлозно-бумажный комбинат, откуда я был назначен генеральным директором ПО «Кондровобумпром». Таких примеров в стране тысячи.
С полной уверенностью могу сказать, что сегодня КБК и ТБФ объединённо или с определённой долей самостоятельности были бы современными предприятиями, бережно сохранив своё славное историческое прошлое. Но случилось то, что случилось…
Сегодня интенсивно развивается производство различных заменителей растительного пергамента (пергамина, подпергамента) и синтетических упаковочных плёнок, что является помехой для роста производства растительного пергамента.
В 2017 году будет 130 лет с начала выпуска пергамента на ТБФ. Есть повод для празднования ещё одной знаменательной даты.
Поздравляю коллектив ТБФ с юбилеем, а всех бумажников города Кондрово — с профессиональным праздником!
Е.Казаринов, генеральный директор ПО «Кондровобумпром» в 1986-1994гг.