У каждого из нас свои воспоминания о школе. Многое с годами забывается, но большинство из нас вспоминает учителей с чувством глубокого признания и благодарности. Темой моего разговора с учителями и учащимися Кондровской школы №1 стала учительская династия.

Ольга Семеновна ПАТРИНА с родителями и мужем.

Ольга Семеновна ПАТРИНА с родителями и мужем.

9-2Начала беседу я с завучем Еленой Викторовной Жучковой.
— Елена Викторовна, как вы считаете, учителя из династии что-то отличает от других коллег? И какое значение имеют для школы династии?
— Мне довольно сложно рассуждать на эту тему, так как я сама из такой среды. Учителями были моя бабушка, мама, папа, сестра и даже мой муж. С детства я поняла, что школа – это образ жизни. Я видела, что мои родители живут школой и видела, как им трудно. Тем не менее я выбрала этот путь. Исходя из своего опыта, могу сказать, что те учителя, кто приходит в школу из династии, выбрали профессию совершенно осознанно. Они, в отличие от других учителей, знали, на что идут. Поэтому для школы династии — это, безусловно, хорошо.
— В вашей школе есть еще представители учительской династии?
— Да, у нас работает уже много лет Ольга Семеновна Патрина. Она — продолжатель семейной династии. В этой же школе когда-то работали и ее родители — Семен Иванович и Зинаида Григорьевна Кожевниковы. Семен Иванович преподавал физику и астрономию, а Зинаида Григорьевна — математику. Я сама в прошлом выпускница школы №1, еще бы мне их не помнить! Это были замечательные педагоги, ответственные, воспитанные, профессионалы своего дела. Про таких людей обычно говорят — «настоящие». Они всегда по-доброму относились и к ученикам, и к своим коллегам, особенно к молодым учителям. Семья Кожевниковых всегда была на виду и у всех на слуху с самой положительной стороны. Семен Иванович был моим классным руководителем. Какое-то время он поработал и завучем, возглавлял профсоюзный комитет школы. Их дочь, Ольга Семеновна, унаследовала педагогический талант и переняла лучшие человеческие и профессиональные качества своих родителей. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что профессию учителя она выбрала не случайно. Кстати, в нашем коллективе ее также избрали председателем профсоюза.
— Елена Викторовна, прошли десятки лет с тех пор, как здесь работали родители Ольги Семеновны. Вы видите какие-то отличия между методами преподавания Кожевниковых и тем, как работает их дочь?
— Конечно, нельзя сказать, что современная школа такая же, как и 30 лет назад, все меняется. Ольга Семеновна — современный учитель, работает с применением новых технологий. Она прекрасно владеет компьютером, интерактивной доской, но отношение к людям осталось прежним. Ведь учитель — это не робот, которого можно воткнуть в розетку и он изложит информацию по предмету. Одно дело — дать знания на уроке, другое дело — найти к каждому ребенку подход, чтобы он усвоил эти знания. В любых обстоятельствах учитель должен оставаться Человеком. И такими душевными качествами обладает Ольга Семеновна: добрая, внимательная, отзывчивая, ее очень любят дети, уважают коллеги.

9-3Дальнейший мой разговор состоялся уже с Ольгой Семеновной Патриной, учителем математики. Вот что она рассказала о себе:
— Мои родители проработали в школе долго: мама была учителем математики 43 года, а папа преподавал физику и астрономию 38 лет. Я с детства видела, что родители пользуются большим авторитетом и уважением, поэтому они для меня всегда были примером. Профессия не наложила на моих родителей отпечаток излишней строгости в воспитании меня и старшей сестры. Нам уделяли достаточно внимания и ласки. Еще маленьким ребенком я часто бывала в школе: папа брал меня с собой в лабораторный кабинет физики. Можно сказать, что я выросла в стенах школы. Поэтому школьные стены стали мне родными во всех отношениях. И в первый класс мне было идти совсем не страшно, наоборот, я ходила в школу с большим удовольствием. Учителя у нас были замечательные. Я любила физику, математику, русский язык и литературу, училась хорошо и окончила школу с серебряной медалью.
После школы я решила тоже стать учителем. О выборе другой профессии даже не шла речь, ведь всегда перед глазами был пример, да не один. Помимо моих родителей педагогический вуз окончила и моя старшая двоюродная сестра Нина Васильевна Шмелева. Кстати, она тоже работала в нашей школе учителем математики, сейчас уже на пенсии. Как и мои родные, я поступила в Калужский педагогический институт, на физико-математический факультет. Во время учебы я познакомилась со своим будущим мужем: мы учились на одном курсе. После получения дипломов поженились и стали жить в Кондрове.
Папа хотел, чтобы в школе я преподавала физику. Я честно попыталась: сразу после института вела ее в одном классе три года. Несмотря на то, что физика — интересная наука и она мне нравилась, я поняла, что математика мне ближе. По моему мнению, физику должен преподавать все-таки мужчина.
— Ольга Семеновна, ваши родители были учителями во времена советской эпохи. Как вы считаете, современные учителя сильно отличаются от них?
— Говоря об учителях того времени, нельзя не вспомнить старые советские фильмы «Доживем до понедельника», «Большая перемена». В них прекрасно продемонстрирован образ учителя. Мне кажется, если говорить о характере, личных качествах учителя, то они остались прежними. Как и раньше, учитель – это не профессия, а стиль жизни. Настоящий учитель всецело погружен в работу, ему, как говорится, «жить некогда». О школе невозможно забыть, даже если ты приходишь домой. В голове постоянно мысли: то анализируешь прошедшие уроки, то строишь планы на следующий день, то вспоминаешь, что нужно позвонить какому-нибудь ученику или кому-то из родителей. А если предстоит важное мероприятие, то мысли могут не давать покоя и ночью. Но у современного учителя гораздо больше возможностей получить информацию, с помощью того же Интернета. Если мне, например, нужно оповестить о чем-то учеников, я просто даю задание старосте, а она через социальную сеть делает рассылку всему классу. То есть, в плане обмена информацией сейчас намного проще.
— А можно сказать, что профессия учителя в наше время престижная?
— Те, кто идет работать в школу ради какой-то выгоды, заведомо ошибаются. Больших денег в школе не заработаешь, да и нельзя работать с детьми с таким настроем. Но зато здесь можно получить моральную компенсацию за вложенный труд. Это происходит, например, когда бывшие ученики школы приходят на вечера выпускников. Ты видишь, что эти повзрослевшие дети уже чего-то достигли в жизни, чувствуешь их искреннюю благодарность. И ты понимаешь, что твои старания не пропали даром. Если кто-то считает, что завоевывать любовь, уважение и благодарность детей, — это престижно, значит, добро пожаловать в школу!
— Ольга Семеновна, преподавать в школе — занятие не для слабонервных. Учитель постоянно у всех на виду и часто испытывает стрессы. Как вам удается отдохнуть, чтобы быть в форме?
— Ну, во-первых, прийти в себя, сделать передышку в учебном процессе помогают каникулы. Какими бы ни были хорошими дети и коллеги в школе, к концу учебного года любой учитель хочет перестать быть энергетическим донором. нужно побыть одному или с семьей, ощутить личное пространство. Во-вторых, ненадолго «уйти в себя» помогает хобби. Если удается выкроить свободное время, я занимаюсь вышивкой, цветоводством или копаюсь в огороде на даче. А еще дома меня всегда ждут мои пушистые любимцы: кот Мурчик и кошка Алиса.

9-4
А вот что говорят одиннадцатиклассники Анна Кабанченко, Михаил Юсупов, Арина Суслакова, Наталья Годунова и Михаил Гульчак о своей учительнице математики:
— Наверное, то, что наша Ольга Семеновна из семьи учителей, оказало влияние на ее профессионализм. Она прекрасно преподает свой предмет: на уроках доступно объясняет тему, старается, чтобы мы усвоили материал. В классе никто не стесняется задать вопрос, если что-то непонятно. На ее уроках не бывает скучно, и всегда хорошая дисциплина. Понимая, что по математике многим нужно сдавать ЕГЭ, Ольга Семеновна может потратить свое личное время, чтобы дополнительно позаниматься с учениками. И как она все успевает, ведь нужно еще успеть проверить наши тетради и подготовиться к следующему уроку.
Как классный руководитель, на каждом мероприятии, в котором мы участвуем, Ольга Семеновна переживает, болеет за нас. К каждому ученику находит индивидуальный подход, и мы всегда чувствуем ее поддержку. У нас с учительницей доверительные отношения: с ней можно поговорить на любые темы. Год назад произошла такая ситуация: нас объединили из двух классов в один. И поначалу мы чувствовали себя не единым дружным классом, а бывшими 9-а и 9-б. Но Ольга Семеновна за короткий срок сумела нас сплотить в единую команду, научила понимать друг друга.
— Ребята, а кому-нибудь из вас, глядя на Ольгу Семеновну, приходила в голову мысль после окончания школы стать учителем?
— Нет, мы слишком хорошо понимаем, как трудна и ответственна эта работа. Непонятно, откуда у Ольги Семеновны столько терпения. Может быть, кому-то эта профессия и кажется легкой, но только не нам. Как говорят, учителем нужно родиться.

Страницу подготовила Елена Неделенко.