Каждый год 22 апреля и 7 ноября ветераны города Кондрово организуют митинг у памятника В.И.ЛЕНИНУ в сквере Городского дома культуры.

Это было давно, в самом начале XX века. Победила Великая Октябрьская социалистическая революция (сегодня её называют Октябрьским переворотом). Россия стала Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Во главе её Правительства был Владимир Ильич Ленин — видный политический деятель, создатель Российской Коммунистической партии (большевиков).
1918 год. Троицкая и Кондровская бумажные фабрики испытывали немалые потрясения. Различные политические партии — меньшевики, эсеры, большевики — стремились склонить рабочий класс предприятий на свою сторону. Но бумажники всё больше и больше понимали, что нужно учиться хозяйствовать самим.
В апреле состоялся первый губернский съезд РКП(б). На нём выступал Александр Иванович Почтарев. Он представлял говардовскую партийную организацию. С горечью говорил депутат о тяжелом положении Троицкой бумажной фабрики. Работники предприятия уже несколько месяцев не получали жалования из-за неимения средств.
Вернувшись из Калуги, Почтарев рассказал рабочим о съезде, высказал своё мнение: нужно быстрее национализировать предприятие. Причем, одновременно с Кондровской бумажной фабрикой. В условиях экономической разрухи нельзя разъединяться двум родственным фабрикам. А население Кондрова и Троицкого жило, как одна семья. Большевики говардовской парторганизации стояли за национализацию и находили поддержку среди большей части рабочих фабрик. Значительную роль в этом сыграл и декрет Совнаркома РСФСР, принятый 28 июня 1918 года, и специальное Постановление Всероссийского Совета народного хозяйства «О национализации и переходе в ведение Республики предприятий бумажной промышленности»…
И национализация состоялась. Специально созданная комиссия приняла от прежних владельцев Троицкую и Кондровскую бумажные фабрики. Директором их назначили Александра Вильгельмовича Кайяца. В историю этих предприятий он вошел как талантливый организатор бумажного производства, высокообразованный инженер, обладающий твердой волей и деловой хваткой. Ему, вместе с коллективом рабочих, предстояло сохранить жизнь бумажных фабрик. Вопрос стоял так: или разруха победит бумажников, или бумажники преодолеют разруху. Все стояло «на острие ножа»…
Обоим предприятиям не хватало сырья для производства бумаги и пергамента, топлива было в обрез… Рабочий люд голодал. Между тем фабрики были признаны жизненно важными для молодой Республики и находились на государственном снабжении. Конечно, троицкие и кондровские бумажники «били в колокола», доносили тревожную информацию до вышестоящих органов власти, просили помочь продовольствием.
В феврале, марте, апреле, мае 1918 года семьи рабочих Троицкой и Кондровской бумажных фабрик получали на едока 173 грамма ржаной муки на день. В месяц на семью выходило примерно 15,5 килограмма. В месячный паёк входили ещё 4,5 килограмма овсянки, 250 граммов пшеничной муки, 1,6 килограмма селедки, 400 граммов рыбы, 1,5 килограмма солонины, 1,3 килограмма сахара и 1,6 килограмма соли. В Государственном архиве Калужской области сохранился отчёт руководителей предприятий, который готовили для Москвы. В нём говорилось:
«Само собой разумеется, что на таком продовольствии существовать пролетариям не приходится, а приходится его добывать из-под полы у мешочников…»
Надо особо подчеркнуть, что коллективы Троицкой и Кондровской бумажных фабрик предпринимали и свои меры, чтобы смягчить продовольственную нехватку. Троицкие рабочие создали артель и в мае 1919 года посадили на бывших барских землях картофель. Наиболее смелые ездили в зерновые районы России. Бумажники надеялись закупить зерно в обмен на свою продукцию. И всё же сложилась критическая обстановка. В бедственном положении находилась и Полотняно-Заводская бумажная фабрика.
И вот в такую трудную минуту пришла бумажникам нашего района помощь, откуда её и ждать не могли. О том, что голодали рабочие Троицкой, Кондровской и Полотняно-Заводской бумажных фабрик, их семьи узнал Председатель Совета Труда и Обороны РСФСР В.И.Ленин. В марте 1920 года он направил записку члену коллегии Наркомпрода А.И.Свидерскому:
«До моего сведения доведено следующее отчаянное положение фабрик:
Заводоуправление №6 Калужской губ., Троицко-Кондровские и Полотняно-Заводская фабрики, быв. Ко В.Говарда и Гончарова. Ст. Говардово Сызрано-Вяземской ж.д. и станция Полотняный Завод.
Рабочих около 2500-3000.
Служащих 200 чел.
Едоков 12000.
28 февраля с.г. милитаризованы.
В декабре переведены на красноармейский паёк. Ничего не получают.
Прошу обдумать меру экстренного распоряжения о выдаче им продовольствия и ответ ваш сообщить мне». Ленин. (Полное собр. соч. том 51).
Владимир Ильич Ленин следил с того момента за положением на фабриках, которые выпускали бумагу. Из песни слов, как говорят на Руси, не выбросишь, так и исторические факты нельзя выбросить на свалку истории. В те времена большевики оценивали её, как оружие в их руках. Бумага открывала возможности для широкой агитации масс. Калужская газета «Коммуна» в одном из номеров утверждала: «Отсутствие бумаги – это то же, что и отсутствие пушек, пулеметов, патронов в армии».
2 декабря 1921 года В.И.Ленин отдал распоряжение и направил его телеграммой управлению по топливу ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства), НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) и, конечно, Главбуму:
«По только что полученным от Главбума сведениям, остановилась с 26 сего месяца и вторая фабрика, Кондровская, которая по производственной программе, утвержденной СТО, должна вырабатывать 9000 пудов кредитной бумаги ежемесячно. Остановка произошла вследствие неподачи фабрике топлива Сызрано-Вяземской ж.д., которая по плану ГУТа (Главное управление по топливу) должна была подавать фабрике ежемесячно 245 вагонов дров.
Предлагаю принять срочные меры к планомерному и своевременному снабжению топливом указанных фабрик. Об исполнении пришлите мне письменную справку». (В.И.Ленин. Полн. собр. соч. т. 54).
В своем распоряжении Ленин упоминает вторую фабрику, Кондровскую. А первой была Троицкая. В то время она уже стояла. Заместитель начальника ГУТ ВСНХ В.А.Трифонов письменно объяснил ему, что сбой снабжения фабрик дровами произошел из-за крайне малых их запасов. И что меры по их пополнению приняты. В дальнейшем срывов по поставке дров не будет. Снабжение наладят планомерно и без перерывов. А фабрики все равно лихорадило из-за нехватки топлива.
И снова вмешался в ситуацию В.И.Ленин. 14 декабря 1921 года он, как глава Правительства, рассмотрел вопрос о топливе для Троицкой, Кондровской и Полотняно-Заводской бумажных фабрик. А в письме начальнику ГУТа Смигле резко заметил, что любые формальные отписки недопустимы. Ленин потребовал коренного улучшения снабжения всех трех фабрик топливом и выяснить, кто виновен в неисполнении его распоряжения, отданного 2 декабря 1921 года, и предоставлении неверных сведений.
После вмешательства Ленина положение на Троицкой, Кондровской и Полотняно-Заводской фабриках стало меняться в лучшую сторону. Всё больше и больше кредитной, картографической, фильтровальной, пакетной, писчей, газетной, телеграфной, пергамента и других видов бумаги отправляли из сел Кондрово и Троицкое…
Несомненно, читатель спросит: как узнал В.И.Ленин о бедственном положении Троицкой и Кондровской бумажных фабрик? Ответ на него нашел кондровчанин Андрей Артизов, краевед, увлеченный архивным делом. В начале 90-х годов прошлого столетия он исследовал документы Троицкого волостного исполнительного комитета и обнаружил протокол собрания ячейки членов РКП(б) от 21 января 1920 года.
На собрании обсуждали (цитата): «Остростоящий неотложный вопрос о снабжении фабричного населения хлебом, ввиду чего начали появляться всевозможные болезни и (произошло) усиление сыпного тифа» (ПАКО. Фонд 13). В ячейке большевиков состояли решительные люди. Они приняли решения и исполнили их: собрали все отходы от зернового помола на мельницах в волости, раздали голодающим; направили в адрес ЦК РКП(б) и губернского комитета партии, ещё и Наркомпроду телеграмму:
«Говардовский пролетариат писчебумажников голодает. Через 20 дней возможна остановка производства, имеющего (такое) государственное значение, как выработка государственного знака. Возможны голодные восстания. Примите меры снабжения хлебом. Рабочих 13000 человек. Ячейка коммунистов». (ПАКО. Фонд 13). Эта телеграмма и легла на стол Председателя Совета труда и обороны РСФСР В.И.Ленина.
Наши прадеды и деды… А мы?
Наши прадеды и деды ценили помощь Владимира Ильича Ленина. В тяжелейшее для бумажников Кондрова время он услышал их тревогу. Политический деятель с мировым именем, руководитель первой в мире Советской Социалистической Республики не оставил в беде рабочих. И они благодарили его за это своим самоотверженным трудом.
Смерть В.И.Ленина в январе 1924 года потрясла кондровских и троицких бумажников, как и всю Республику. 23 января 1924 года у Народного дома имени Ленина (ныне Городской дом культуры) троицкие и кондровские бумажники провели митинг. Было решено поставить памятник товарищу Ленину у здания Народного дома его имени. В марте организовали воскресник по сбору денежных средств на его сооружение. По заказу кондровчан бюст В.И.Ленина и барельеф изготовил известный уже в то время советский скульптор Г.Д.Алексеев. Открыт он был 7 ноября 1924 года.
Многие годы заботились о его содержании работники Кондровского целлюлозно-бумажного комбината. Менялись структуры предприятия, но бумажники всегда чтили память Ильича. Более того, в шестидесятые годы XX века установили на свои средства памятник В.И.Ленину в небольшом скверике на территории объединения «Кондровобумпром». Так поступали наши прадеды, деды и отцы… А мы, сегодня живущие и работающие в славном городе Кондрово, приняли от них эстафету памяти? Да простят меня уважаемые читатели за неприятный ответ на этот вопрос: нет, не приняли! Бюст Ленину еще как-то содержат сотрудники Городского дома культуры, а памятник в сквере объединения «Кондровобумпром» бесхозный. В народе говорят: человек жив в памяти людей. Если она, конечно, не тускнеет у них самих…
Александр СИДОРЕНКОВ.