Владимир Николаевич Ипатьев — блестящий русский химик. Его вклад в мировую науку оценил известный американский учёный Ф.Уайтмор: «Среди многих замечательных химиков Россия дала миру трёх выдающихся. Это М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и В.Н.Ипатьев. Ипатьев оказал гораздо большее влияние на мировую химию, чем оба его знаменитых соотечественника». 21 ноября прогрессивная общественность отметила 150-летие этого выдающегося человека науки. В этом юбилейном году в Доме русского зарубежья состоится круглый стол, посвящённый этой дате. В Петербурге планируется открытие двух памятных досок учёному.
Незаслуженно забытый учёный
В 1937 году учёный с мировым именем, огромными заслугами перед страной отказался вернуться на Родину из зарубежной командировки. Он был лишён гражданства, всех званий и регалий как «невозвращенец». С этого времени в СССР на долгие годы запретили любое упоминание об Ипатьеве. И только в 1992 году имя выдающегося учёного вернули из забвения.
Владимир Николаевич Ипатьев родился в Москве 21 ноября 1867 года в семье архитектора Николая Александровича и Анны Дмитриевны (урожденная Глики). Отец мечтал о военной карьере сына, поэтому направил Владимира в 3-й Московский кадетский корпус. Здесь определилась его дальнейшая судьба. Позже Ипатьев вспоминал, как «залпом» прочитал главу в учебнике Краевича, посвящённую химическим явлениям. Его «поразила стройная связанность описываемых событий. Я впервые посмотрел на мир открытыми глазами, и мне захотелось учиться, чтобы полнее и лучше его понимать».
Выпускник военного училища не мог получить химическое образование в Московском университете. Он продолжил обучение в военных училищах: Александровском в Москве и Михайловском артиллерийском училище, а затем и в академии в Петербурге, упорно продвигаясь к достижению цели своей жизни, — стать химиком.
В научных кругах имя Ипатьева впервые прозвучало в 1897 году. «Журнал Русского физико-химического общества» опубликовал статью «офицера от артиллерии» о расшифровке и синтезе мономера природного каучука. С этого момента начался триумфальный путь В.Н.Ипатьева в химии. Он становится одним из основоположников каталитического органического синтеза при высоких температурах и давлениях, конструирует первый аппарат высокого давления «бомбу Ипатьева». Этот учёный — создатель первых промышленных образцов автоклавов и реакторов для химической промышленности. Его разработки позволили получать дешёвые органические продукты из нефти, каменного угля и воздуха.
Октябрь 1917 года В.Н.Ипатьев встретил в чине генерал-лейтенанта на посту председателя Химического комитета при Главном артиллерийском управлении. Убеждённый патриот, он принял решение сотрудничать с новой, как считал, «народной» властью. В 1925 году В.Н.Ипатьева избрали академиком Академии наук СССР, затем ему присудили Ленинскую премию. Владимир Николаевич занимал высокие посты в Правительстве СССР, успешно руководил нефтехимической промышленностью страны. В середине 1930-х годов, предвидя неминуемый арест, бывший генерал Ипатьев, спасая семью, сумел эмигрировать в США. Так он сохранил возможность работать и приносить пользу мировой науке.
В годы Второй мировой войны В.Н.Ипатьев, уже будучи гражданином США, внёс свой вклад в победу над фашизмом. Вместе с сотрудниками своей лаборатории в Нортвестернском университете получил высокооктановый авиационный бензин.
Владимир Николаевич Ипатьев умер в ноябре 1952 года. Спустя 9 дней не стало и его жены Варвары Дмитриевны. Супруги Ипатьевы похоронены в Чикаго.
Хутор на Угре — сельский дом академика Ипатьева
Летом 1905 года по приглашению А.Ф.Гельцера, дяди жены Владимира Николаевича, семья Ипатьевых приехала гостить в Калужскую губернию. Художник-декоратор Императорских театров в отставке А.Ф.Гельцер поселился в Товаркове, поблизости от двух своих дочерей-монахинь Свято-Николаевского скита. В.Н.Ипатьев, очарованный природой нашего края, купил около 50 десятин земли возле храма Рождества Христова и приступил к возведению жилого дома и хозяйственных построек. В дальнейшем этот хутор станет очень дорог хозяевам и поможет пережить голодные и холодные годы революции.
Что же сейчас осталось от хутора семьи Ипатьевых? Хорошо сохранился фундамент господского дома, сложенный из камня. Рядом плодоносит старый яблоневый сад. В саду, рядом с каменным сараем времён Ипатьева, сохранился фундамент ещё одного строения. Вокруг него встречаются огнеупорные дореволюционные кирпичи с клеймом «Речица». Сохранилась старая берёзовая аллея и остатки ступеней на крутом спуске к Угре. А вот где располагались хозяйственные постройки (конюшни, скотный двор), ныне сказать трудно.
По данным землеустроителя товарковской управы, бывший хутор располагался на улице Правобережная, дом 3. Очень хотелось, чтобы у этого исторического места был не только точный адрес, но и должный вид, тогда туда придут люди почтить память известного русского учёного-химика В.Н.Ипатьева.
Вместо послесловия
Обращаемся к читателям газеты с просьбой помочь. Есть сведения, что перед Великой Отечественной войной на этом хуторе, в сохранившихся на тот момент помещениях, располагался пионерский лагерь. Бывший директор Полотняно-Заводской средней школы №1, ныне покойный М.С.Воейков, был там. Неизвестно, в каком качестве — вожатого или воспитанника. Он не успел об этом рассказать.
Возможно, откликнутся читатели, кто что-то знает об этом и сможет поделиться информацией.
Н.ЖАЖИНА, Т.СИДОРОВА, краеведы.
От редакции. Родной брат Владимира Николаевича Ипатьева Николай был хозяином трагически известного в российской истории дома в Екатеринбурге. Именно здесь в 1918 году окончила свой земной путь царская семья. За границей от Владимира Николаевича, носителя фамилии Ипатьевых, отворачивались люди, ему не подавали руки.
Николай Николаевич — видный российский инженер-путеец (а не купец, как утверждали большевики). Благодаря проектам, разработанным Н.Н.Ипатьевым, сумели развить сеть железных дорог на промышленном Урале и во многих труднодоступных районах Западной Сибири. В начале 1920-х годов инженер Ипатьев оказался в Праге, остался здесь преподавать в университете.
Но это уже другая история…