К Дню 75-летия освобождения Калужской области

— В жизни было много трудностей, но при этом — много светлого и доброго, — такими словами начала рассказ о себе ветеран войны, бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей Евгения Марковна Симакова. — Мы жили в красивых местах: рядом лес, река, на рассвете всегда пели птицы. Была дружная большая семья. Казалось, всегда наша жизнь будет радостной и счастливой, но все перечеркнула война…
Родилась Евгения Марковна в Брянской области, в деревне Шаровичи. Когда началась война, ей было всего 9 лет, потому многие события той страшной годины она помнит очень отчетливо. Отца и его брата отправили на фронт. Воевать ушли и многие другие родственники.
— В 1942 году дом, в котором проживала наша семья, сгорел, — рассказала Евгения Марковна. — Мы все: дедушка, бабушка, мама, я и брат, сестра отца — переселились в землянку, которую вырыли на своем же дворе. Через некоторое время в нее попал вражеский снаряд, всех засыпало землей. Хорошо, что это увидели соседи и откопали нас, иначе мы бы оттуда не выбрались.
Перешли в другую землянку, где, как вспоминает Евгения Марковна, постоянно стояла вода и была страшная сырость. В холоде, темноте и тесноте ютились в этой яме, имевшей крышу, спасавшую только от дождя.
Немцы к тому времени оккупировали всю Брянскую область, бесчинствовали вовсю. Отбирали вещи, продукты и все, что попадалось под руку. Ловили и уносили кур, остальной скот и живность они увели со дворов уже до этого.
В самом начале 1943 года, когда наши войска начали наступать, гитлеровцы согнали всех жителей — в основном, это были женщины, старики и дети — на площадку в центре деревни. А потом погнали всех в неизвестном направлении. Дедушка Евгении Марковны в тот момент куда-то ушел, и о нем немцы позабыли. Как потом выяснилось, он остался в деревне и потому, возможно, выжил. Остальная же вся семья оказалась в той колонне, которую гитлеровцы погнали в Смоленскую область, в сторону Рославля. Там был какой-то лагерь. Так Евгения, ее брат, мама и тетя оказались за колючей проволокой.
Взрослых гоняли строить мосты, дороги, ремонтировать разрушенные пути, копать траншеи. Детей тоже заставляли работать, но уже в самом лагере, обычно на кухне, а также на стройке, на укладке каких-то грузов. Заставляли выполнять самую грязную и тяжелую работу. Кормили баландой, поэтому постоянно хотелось есть. Все, кто был в лагере, страшно болели. Гитлеровцы постоянно издевались над взрослыми и детьми, избивали, придирались. А еще наказывали и унижали, потому что считали, что пленные плохо работают. От тяжких испытаний каждый день в лагере умирали люди.
Продолжалось это почти полгода. Затем пришло освобождение: советские войска заняли местность, где находился лагерь, и всех освободили. Добирались домой, как вспоминает Евгения Марковна, сами, чаще пешком, шли вдоль дорог в сторону Брянска.
— Было одно желание — побыстрей оказаться в родной деревне., — рассказывает Евгения Марковна. — Добравшись, разыскали дедушку. Оказалось, он построил маленькую баньку из бревен, в ней мы все и поселились. Только добрались, тяжело заболела мама: видимо, дали знать о себе испытания и голод, перенесенные в фашистском лагере. Через десять дней она умирает, спустя небольшое время, в ноябре 1943 года, пришла похоронка и на отца. Так мы с братом осиротели.
В это время Евгения окончила 7 классов. Тогда многие бросали школу и шли работать. Дедушка тоже просил Женю идти работать, чтобы не жить совсем впроголодь. Но девушка понимала, что знания нужны. Поэтому учебу не бросила, а в свободное от уроков время работала. Таскала бревна на себе, с такими же, как и она, подростками-ровесниками, оставшимися без родителей, работавшими в колхозе или на стройке. Ходила за 10 км от дома к месту, где шло строительство железнодорожного моста через реку Десна. Помнит, как каждый день вставала в 5 утра, пешком шла через лес, а возвращалась около 23 часов. Так продолжалось три года.
Пришло время окончить десятилетку. Всем, кто имел образование 10 классов, предлагали работу учителем в соседней деревне. Но Евгения Марковна поехала в Кировский район Калужской области, где жили ее родные. Там пошла работать в библиотеку, жила в деревне Выползово.
На выходные ездила к родным. Однажды в поезде познакомилась со своим будущим мужем. Начали переписываться, а спустя короткое время поженились и переехали в Бетлицу, на родину супруга. Там тоже работала в библиотеке, заведующей обменным фондом, а муж — участковым, учился в средней школе милиции. После учебы его направили в город Кондрово. Так семья Симаковых в середине 50-х годов оказалась в нашем районе. Юрий работал в Дзержинском РОВД. Его назначили участковым по Полотняному Заводу, потому Симаковым там вскоре и квартиру дали. После служил следователем в РОВД, а Евгения Марковна устроилась на Полотняно-Заводскую бумажную фабрику, где и отработала более 30 лет. В 1958 году родилась дочь Татьяна, а в 1961 году — сын Геннадий. С мужем они воспитали их достойными людьми. Двадцать лет назад Евгения Марковна похоронила супруга. После этого переехала к дочери в Кондрово.
Евгения Марковна Симакова — бывший малолетний узник, ветераном труда, член Всероссийского общества слепых. Очень благодарна председателю этой общественной организации Л.В.Козляковой, которая оказывает большую моральную поддержку и заботу членам общества, и председателю Совета ветеранов поселка Полотняный Завод Н.Е.Меркуловой. Много добрых слов сказала Евгения Марковна и в адрес Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры, где не забывают ветеранов, окружают их заботой в День Победы и День бумажника.
Несмотря на преклонный возраст, слабое зрение, множество тяжелых недугов, Евгения Марковна оказалась внимательным собеседником, добрым человеком, удивительным рассказчиком. Ветеран поздравляет всех земляков с памятной датой — Днем освобождения Калужской области, желает всем здоровья, благополучия, мира и добра.
В.НИКОЛАЕВ.