26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Для ликвидации последствий этой аварии, крупнейшей за всю историю атомной энергетики, были мобилизованы более 600 тысяч человек. Среди тех, кто тогда оказался в опасных для жизни условиях, — кондровчанин Сергей Александрович АВДЕЕВ.
После окончания Кондровской средней школы №4, Сергей получил специальность электрика. Затем была армия. Служить довелось в Германии. Вернувшись в родной город, некоторое время работал на КБК. Позже окончил водительские курсы от фирмы «Калугамелиорация». Устроился туда шофёром. С этого предприятия в конце лета 1986 года был мобилизован в командировку в Чернобыль.
– Воспринял эту новость спокойно, — вспоминает С.А.Авдеев. — Приказ есть приказ. 20 августа приехали в военный городок, расположенный в Припяти. Первое, что меня впечатлило — «мёртвые», пустынные улицы. Дома, детские площадки, где когда-то кипела жизнь, были безлюдными. Угнетающая картина.
Жили в палатках по 10 человек, — продолжает Сергей Александрович. — Из защиты выдавали солдатскую форму, каждый день — новую. В отрядах старшие смен вели учет полученных нами доз облучения. Допустимый уровень радиации составлял 25 бэр. Но как эта доза проявится на человеке, никто не знал. Мы просто работали. Поэтому главное слово тех дней — неизвестность. Она пугала сильнее всего.
Сергей Александрович трудился водителем. Возил специальный грунт, который использовали, чтобы засыпать ручьи и реки во избежание распространения радиоактивного заражения. Вывозил с зоны отчуждения облученные материалы для утилизации в подготовленных могильниках. Часто ему приходилось проезжать всего в паре километров от реактора, который был виден из любой точки, даже из военного городка.
– Особенно страшно становилось во время выбросов радиации, когда серое облако вздымалось над реактором. Над ним работали вертолетчики, которые сбрасывали с высоты специальную смесь, деактивирующую радиационную пыль, — рассказывает Сергей Александрович.
Было видно, что воспоминания моему собеседнику даются нелегко. Мы сменили тему.
С.А.Авдеев вернулся в Кондрово в начале октября. В Чернобыле он находился полтора месяца. Дома его ждала молодая супруга. Пережить разлуку было непросто. Столько переживаний позади…
Дальше жизнь пошла своим чередом. В Кондрове Сергей Александрович сначала трудился водителем в разных организациях. В начале 90-х годов решил открыть свое дело: занимался торговлей. С 2015 года трудится в Центре содействия семейному воспитанию «Берега» рабочим по обслуживанию и ремонту здания.
Несмотря на проблемы со здоровьем, Сергей Александрович Авдеев не унывает. Шутит, что рано или поздно они появляются у всех.
Одно время в молодости увлекался резьбой по дереву – мастерил корабли. Всегда занимался спортом. Много лет играл в футбол, зимой — катался на лыжах. Сейчас поддерживает себя в хорошей физической форме, благодаря тренировкам на турнике и гантелям.
– Все сложилось так, как и должно быть. Ни о чем не жалею, — сказал в завершение беседы бывший ликвидатор. — Самое ценное, что я вынес из командировки в Чернобыль, — память об ответственных и мужественных людях, работающих рядом со мной. Без взаимовыручки и дружбы в тех условиях — никак. До сих пор общаюсь с товарищами, побывавшими со мной в «мёртвом» городе, — Олегом Мельниковым и Виктором Пожелуевым. Они тоже кондровчане. Каждый год прихожу на встречу с участниками районного отделения региональной организации «Союз «Чернобыль». Нам всегда есть о чем поговорить.
Вместо послесловия
Главное, о чем нужно задуматься при упоминании о Чернобыле: жить так, чтобы не оставлять за спиной руины и «мёртвые» города. Эта катастрофа стала большим предупреждением человечеству: атом нужно использовать исключительно в мирных целях.
Дарья ПОКРОВСКАЯ.
Фото автора.