Январь для кондровчан и жителей нашего района – это не только Новый год и Рождество Христово. 19 января, в День Крещения Господня, мы отметим ещё одну важную дату – День освобождения города Кондрово и Дзержинского района от немецко-фашистских захватчиков. К сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше рядом с нами остаётся ветеранов, которые помнят события того времени. Они пережили оккупацию, сражались на фронте, трудились в тылу. Оттого так бесценна информация, которую сохранили их близкие.
Об оккупации города Кондрово
По воспоминаниям Елизаветы Изотовны Шематоновой (Корзюковой).
Их записала Галина Михайловна Тишкова (Егорова).
Елизавета Изотовна работала поваром в городской столовой. Когда началась война, её мужа – Фёдора Ивановича Шематонова – призвали на фронт. В марте 1942 года семья получила извещение, что он пропал без вести. На руках у Елизаветы Изотовны остался шестилетний сын Витя.
О приходе фашистов на территорию Дзержинского района кондровчане узнали от беженцев из других деревень. Люди бросали хозяйство, спасаясь от неприятеля.
Как-то, выйдя на улицу, Елизавета Изотовна увидела: по дороге бредёт девочка лет восьми. Она подозвала ребёнка к себе и долго расспрашивала. Девочка оказалась сиротой, куда идти она не знала. Её звали Марфушей. Шла из деревни, занятой немцами.
Елизавета Изотовна оставила девочку у себя, вырастила, устроила на работу на фабрику. А через несколько лет после войны выдала замуж.
С первых дней оккупации города Кондрово фашисты заняли дом Шематоновых: он был крайним в деревне Маслово (ныне это улица Пронина, дом 83). Там оборудовали наблюдательный пункт, так как деревьев и домов вокруг не было, поэтому хорошо просматривалась дорога на Полотняный Завод.
Фашисты находились в доме постоянно. Идти Елизавете Изотовне было некуда, на улице ударили сильные морозы. Приходилось ей с двумя детьми терпеть, находясь в одном доме с неприятелем. В основном, жила она с детьми в подсобных помещениях. Елизавета выполняла все требования оккупантов: поила коней, готовила, убирала. Вскоре запасы еды в доме закончились.
Елизавета Изотовна потом часто вспоминала, как чуть не убили её сына. Был сильный мороз, и фашисты разрешили ей с детьми зайти в дом и устроиться за печкой. Но у Вити сильно болело ухо, поэтому он постоянно плакал. Мать пыталась его успокоить, как могла. Плачущий ребёнок очень раздражал незваных гостей. Среди фашистов был один финн, который не выдержал и схватил мальчика. Начал трясти его и громко кричать. Можно было разобрать только одно слово по-русски: «Убью».
Мать бросилась на защиту сына, пыталась объяснить, что у него болит ухо, но никак могла вырвать мальчика. В этот момент к ним подскочил немец, выгнал в сени, но дал им бушлат, чтоб не замёрзли.
Часто в дом приходил переводчик и говорил Елизавете Изотовне, чтоб она с детьми уходила. Объяснял, что «здесь будет большой бой». Пришлось искать, куда уйти. На соседней улице (ныне это улица Ярославского) у знакомой бабушки Наташи был обширный подвал. Некоторые женщины с детьми пришли к ней жить. Туда пошла и Елизавета Изотовна.
Однажды дверь в подвал резко открылась. На пороге стоял немец лет 40. Он направил на людей свой автомат. Но заметив, что здесь находятся только женщины и дети, закрыл дверь и пустил очередь вверх. В погребе все притихли. Просидели так долгое время, пока не услышали сильный треск и шум воды. Выбрались посмотреть, откуда доносятся эти звуки. Оказалось, что фашисты взорвали плотину.
В ночь на 19 января выпало огромное количество снега. Елизавета Изотовна находилась у себя в доме. Наступило утро, а было темно, как ночью. Оказалось, что снег засыпал все окна и двери. Пришлось выбираться на улицу через чердак. Она видела, как немцы, громко ругаясь, искали в снегу танк «Тигр», который стоял в соседнем дворе.
Когда танк нашли, стали суматошно его расчищать, потом долго отливали тёплой водой. Наконец-то «Тигр», завёлся. Выяснилось, что он никак не может выбраться из высокого сугроба. Долго вращая гусеницами, вражеский танк расчистил себе площадку для выезда, потом резким движением перескочил через сугроб и выехал на дорогу. За танком побежали все, кто здесь находился.
Дом остался без окон и дверей: фашисты использовали их для укрепления стенок окопов, которые они выкопали во дворе дома из снега. Даже были вырваны заслонки из печи.
«После того, как ушли гитлеровцы, в городе наступила звенящая тишина, даже стало страшно», – вспоминала потом Елизавета Изотовна.
Неожиданно вдалеке жители заметили какое-то движение. Кто-то в белой одежде приближался короткими перебежками, постоянно падая в снег. Оказалось, что это разведгруппа красноармейцев. Когда женщины поняли, что это наши, то побежали навстречу по дороге, прорываясь через поваленные деревья. Жители обнимали и целовали солдат. Они пытались успокоить людей и спрашивали, где немцы. А женщины с радостью рассказывали, что фашисты убежали. Позже выяснилось, что все поваленные вдоль дороги деревья были заминированы неприятелем. Люди чудом остались в живых, не подорвавшись на минах…
Женщины достали остатки запасов, чтобы покормить солдат. Елизавете Изотовне удалось сохранить картошку в погребе. Более крупные картофелины она засыпала мелочью, и фашисты побрезговали её есть. Кроме того, в снегу она заранее припрятала небольшой бочонок с солью.
После снятия оккупации города, а потом и района из Смоленска прибыла администрация и стала собирать всех сотрудников столовой. Елизавета Изотовна вернулась на работу. Из реки достали заранее утопленные кухонные котлы, и работа закипела. Готовить было не из чего, так что пришлось съесть в городе всю имевшуюся живность. А с приходом весны беспризорным мальчишкам было дано задание: стрелять из рогаток птиц и приносить на кухню. Самой большой добычей для ребят были грачи. Многие жители сначала отказывались есть блюда с этой птицей, но со временем все привыкли.
Работа столовой была разбита по часам. Сначала кормили представителей администрации, потом – мастеров и специалистов, а в конце обедали все остальные, а также нищие и беспризорные.
Материал подготовила в печать Светлана ЛУКЬЯНОВА.
Автор благодарит директора районного краеведческого музея Е.А.Орлову за оказанную помощь и предоставленную информацию.