Каждый гражданин может владеть недвижимостью, будь то домик в деревне, приусадебный участок, квартира или гараж. Вот только чтобы полноценно ею распоряжаться: застраивать, продавать, дарить или сдавать в аренду, необходимо зарегистрировать своё право собственности.
Один из первых шагов в этом направлении – постановка объекта на кадастровый учёт. Расскажем о том, что это за процедура, зачем она нужна и какие документы вам понадобятся.
Какие виды процедур кадастрового учета существуют и когда они нужны?
Кадастровому учету подлежат земельные участки, здания, сооружения, помещения, машиноместа, объекты незавершенного строительства и другие, прочно связанные с землей.
постановка на учет фиксирует факт создания новых объектов недвижимости. Процедура применяется при строительстве и вводе в эксплуатацию.
Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, например, если дом был снесен, разрушен стихийным бедствием; также подлежат исключению объекты, которые не являются объектами недвижимости.
Учет изменений осуществляется в случае изменений характеристик объек-тов недвижимости, так фиксируются перепланировка квартиры, пристройка к дому, уточнение границ земельного участка.
Куда и какие документы необходимо подать для кадастрового учета?
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет начинается с подачи собственником заявления. Сделать это можно онлайн на портале Госуслуг, в Личном кабинете на официальном сайте Росреестра, в офисе МФЦ. с помощью услуги выездного обслуживания Роскадастр».
В зависимости от особенностей недвижимости, помимо заявления, могут потребоваться:
– технический план помещения или здания;
– межевой план земельного участка.
В какие сроки осуществляется постановка на кадастровый учет?
Законодательно установлено, что при обращении онлайн, через Личный кабинет на сайте Росреестра или портал Госуслуг, постановка осуществляется за 5 дней, при обращении через МФЦ – 7 дней.
Однако в среднем вы получите услугу намного быстрее – за 2 дня при электронном обращении, за 2-3 дня при обращении в МФЦ.
Предусмотрена ли государственная пошлина?
Государственный кадастровый учет недвижимости осуществляется бесплатно.
Чем подтверждается постановка объекта на кадастровый учет?
По итогам кадастрового учета владелец недвижимости получает выписку из ЕГРН – это документ, который подтверждает внесение сведений в ЕГРН.
Выписку из ЕГРН можно получить как в бумажном, так и в электронном виде.
Онлайн-версия с электронной подписью государственного регистратора прав будет отправлена на указанную при подаче заявления электронную почту.
Получить выписку можно в МФЦ, где она хранится 45 дней. Если в течение этого времени ее не забрать, выписка отправляется в архив.
Как проверить стоит ли недвижимость на кадастровом учете?
Узнать об этом можно несколькими способами:
– с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме onlinе» на официальном сайте Росреестра;
– с помощью Публичной кадастровой карты.
Можно ли поставить объект на кадастровый учет и одновременно зарегистрировать право на него?
В большинстве случаев законодательно установлена обязанность одновременного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В этом случае подается единое заявление.
Подать такое заявление для проведения единой процедуры можно в Личном кабинете на сайте Росреестра или через МФЦ.
За регистрацию прав взимается пошлина в размере 2000 рублей – для физических лиц и 22000 рублей – для юридических.