Немного времени остаётся до 9 Мая, когда наша страна встретит 80-летие Победы. Всё меньше остаётся фронтовиков, участников и свидетелей Великой Отечественной войны, переживших лишения, потерю близких, оккупацию, фашистские концлагеря, жизнь в эвакуации.
Особое место в трагическом списке занимают дети войны. С представителем этого поколения мне посчастливилось пообщаться недавно. Жительница нашего города, активный член городского Совета ветеранов Сталина Яковлевна ОТРОКОВА.
Имя в честь «вождя народов»
Первый вопрос касался необычного и редкого имени моей собеседницы.
– Всё просто: отец боготворил Иосифа Виссарионовича Сталина и назвал меня в его честь. Мама поддержала эту идею, – начинает свой рассказ С.Я.Отрокова.
Корни крестьянской семьи Чирковых (девичья фамилия Сталины Яковлевны) из Брянской области. Малая родина – деревня Макарово. Родители работали с утра до позднего вечера в местном колхозе. Отца призвали в армию. Яков Григорьевич отслужил три года срочной, решил остаться на сверхсрочную. Командование воинской части разрешило перевезти семью по месту службы.
– Я родилась в воинской части. Папа в тот момент служил на границе с Польшей. Брату было девять лет, сестре – пять, когда появилась на свет я. Место моего рождения – город Белосток. Сейчас это территория Польши, – продолжает Сталина Яковлевна. – Наша семья находилась рядом с отцом, на границе, когда началась война. Мне тогда было шесть месяцев. Поэтому о событиях того времени, в основном, знаю из рассказов мамы и воспоминаний брата и сестры.
Из Белостока в Белорецк
Командование воинской части дало приказ: срочно эвакуировать семьи военнослужащих. Предстоял неблизкий путь на Урал.
– Мама успела собрать лишь небольшой узелок с самым необходимым, его нёс мой брат. Я была на руках у мамы. За подол её платья держалась моя сестра, – рассказывает С.Я.Отрокова. – Семьи военных увозили на грузовых машинах. Родные вспоминали, что ехали мы долго – до Минска дней пять. Говорили, что в этот момент вражеские самолёты летели низко, стоял сильный гул. Началась бомбёжка, возникла паника. В этой суматохе брат потерял наш узелок. Мы остались ни с чем.
В Минске добрались до вокзала. И здесь произошло настоящее чудо. Стоим на платформе – пропускают шеренгу военных. И вдруг среди них мама замечает своего родного брата. Она громко закричала, окликнула его. Шеренга остановилась. Маме удалось с братом попрощаться. Дядя отдал нам свои портянки, паёк. Другие солдаты тоже чем-то поделились… Кстати, дядя прошёл всю войну, был ранен.
С трудом мы сели в поезд. По пути встречалось много воинских эшелонов. Их пропускали в первую очередь. К месту назначения добирались очень долго, около месяца.
Эвакуировали нас в город Белорецк. На вокзале поезд встречали местные жительницы, которые размещали прибывших по своим домам. Нас долго никто не брал. Потом подошла бабушка. Взяла маму под руку и сказала: «Не плачь, я тебе помогу».
Меня еле довезли: я была очень слабенькая и почти умирала. Лето, жара, никаких бытовых условий. В дороге меня кормили жеваным хлебом, завёрнутым в тряпочку: от переживаний молоко у мамы пропало. Бабушка первым делом меня выкупала. Потом накормила. И стали мы у неё жить.
Брат Володя пошёл в школу. Там всем ученикам давали по кусочку хлеба. Но брат никогда не съедал его сам, а всегда приносил домой. Сестра Валя и я оставались дома с бабушкой. Мама устроилась посудомойкой на большой военный завод. Руководство разрешило ей забирать детям остатки пищи.
По рассказам мамы знаю, что в эвакуации нам помогали совершенно незнакомые чужие люди. Они делились, кто чем мог.
Возвращение
Война продолжалась. Брянск освободили от фашистов 17 сентября 1943 года. На свою родину семья Чирковых вернулась в 1944 году. В деревне Макарово избы сохранились не все. А те, что остались, были разбиты. Дом Чирковых не уцелел.
– Нас взяли к себе родственники по линии отца и мамы. Брат Володя жил в одном месте. Сестра – в другом: у родной тёти, у неё своих было девять детей. Я тоже почти всё время там пропадала. Мы с мамой поселились у дедушки (маминого отца), – рассказывает С.Я.Отрокова. – Помню, что взрослые и дети постоянно трудились. Как и у всех в деревне, был большой огород. Тётя держала большое хозяйство: поросята, куры, огромные стада гусей, которых нам поручили пасти. В доме ткали дорожки, шили одежду из льна, ткань изготавливали сами…
Сталина Яковлевна рассказала, что отец в конце войны служил в секретных войсках. Охранял Потсдамскую конференцию. Как и многие военные, вернулся домой позже.
Родители решили переехать в Брянск: здесь у детей было больше возможностей дальнейшего получения образования. Общими усилиями, с помощью родных, Чирковы купили небольшой домик на окраине города. Завели корову, двух поросят, кур, посадили огород.
– В Брянске я пошла в первый класс. Брать меня не хотели из-за возраста: день рождения в декабре, положенных семи лет не исполнилось. Но руководство школы всё-таки пошло мне навстречу, – вспоминает С.Я.Отрокова. – В то время условия были далеки от комфорта. Учились мы при керосиновых лампах. В школе было холодно и голодно. Ученикам давали по скибочке хлеба и немножко сахарку. Нашей обязанностью было работать на пришкольном участке. Учиться нравилось. Предпочтение отдавала точным наукам.
После окончания средней школы девушка поступила в Брянский институт транспортного машиностроения.
– Жили мы очень бедно. В 1950 году родилась моя младшая сестра, четвёртый ребёнок в семье… На учёбу мне ходить было не в чем. На занятия я пришла худенькой девчонкой, с косичками и бантиками, в школьной форме с белым воротничком. Ребята посмеялись: ученица пришла в институт… Соседка сшила нам с сестрой по платью, да и те носили по очереди. А заплатить портнихе за работу денег не было. Пришлось нам с сестрой отрабатывать: носить воду, трудиться на грядках, помогать в других делах.
Пять лет на учёбу вместе с сестрой каждое утро и после с занятий домой добирались на поезде. Времени на дорогу тратили много. Тяга к знаниям и желание учиться были большие.
Знаковая встреча
Со своим будущим мужем Сталина Чиркова познакомилась в вузе, на втором курсе. Виктор Отроков учился в этом же институте, но перевёлся с другого факультета и пришёл в её группу.
Как и другие парни, он часто пропускал занятия. Виктор подрабатывал, жертвуя учёбой и помогая своим родителям. Но в отстающих быть не привык. Для самостоятельного освоения теоретического материала тетради с лекциями просил у Сталины: она всегда была очень ответственной и всё аккуратно записывала. Помогала парню и с чертежами. Постепенно общение молодых людей вошло в привычку, а приятельские отношения и дружеские чувства переросли в нечто большее, что подтолкнуло влюблённых к созданию семьи.
28 апреля 1962 года молодая пара расписалась в ЗАГСе. Потом у Виктора и Сталины Отроковых состоялась защита дипломов, а далее – распределение. В Калугу супруги приехали в августе 1962 года. Получили сначала общежитие, потом – квартиру с подселением.
– Направили на машиностроительный завод, но в разные цеха. У нас не было никакого имущества и мебели – только две алюминиевые ложки. Получив зарплату, первым делом мы купили швейную машинку. После работы я посещала курсы кройки и шитья, но не закончила, так как у нас родился сын. Научилась вязать, – делится воспоминаниями Сталина Яковлевна. – Декретный отпуск молодым мамам в то время полагался всего три месяца. Олега – в ясли, сами – на работу. Виктор был очень активным, увлечённо занимался общественной работой, на что вскоре обратило внимание руководство предприятия и начало продвигать мужа по комсомольской линии. Он был комсоргом сначала цеха, а потом и завода.
Из трёхкомнатной квартиры с подселением Отроковы переехали в отдельную двухкомнатную. Виктор Васильевич к тому времени уже работал в Калужском горкоме партии. Семья росла и крепла. Родились ещё два сына – Александр и Максим.
Кондрово
В 1973 году семья переехала в Кондрово, куда в райком партии секретарём был направлен Виктор Васильевич Отроков. Сталина Яковлевна устроилась технологом на КБК, в техотдел ремонтно-механического цеха. Семья получила жильё в новом четырёхквартирном доме.
Выросли сыновья Отроковых. Все трое окончили Кондровскую среднюю школу №1, получили достойное образование, создали свои семьи.
Несмотря на встретившиеся трудности, пережитые невзгоды и испытания, моя собеседница считает себя счастливым человеком. Город Кондрово полюбила всей душой, и он стал родным. В бедах и радостях рядом с ней был муж. Она состоялась как жена, мама, свекровь, бабушка и даже прабабушка.
– Главная ценность всей моей жизни – это семья. Сейчас в ней несколько поколений Отроковых. У меня пять внуков и три внучки. А ещё пять правнучек и два правнука. Это ли не счастье? – говорит Сталина Яковлевна. – Нашей молодёжи желаю старательно учиться, смело идти к поставленным целям, помнить историю Родины, чтить память героев, подаривших нам мир.
Пожелаем Сталине Яковлевне бодрости духа, в добром здравии встретить 80-летие Великой Победы, а в декабре в кругу своей большой семьи отметить юбилейный день рождения. Храни вас Господь!
Светлана ЛУКЬЯНОВА.
Фото из семейного архива С.Я.Отроковой.