Аферисты становятся все изощреннее, используя доверие людей, и постоянно придумывают новые методы для обмана граждан.
Противостоять мошенникам возможно повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.Звонят из «военкомата»
«Здравствуйте, это военкомат», – говорят вам звонящие через мессенджер. Не отвечайте и заблокируйте контакт: это мошенники.
Аферисты просят сообщить код электронной очереди якобы для оформления приписного свидетельства или уточнения данных. На самом деле – пытаются заполучить код от Госуслуг для доступа к Личному кабинету.
Запомните: военкоматы и другие ведомства не связываются с людьми через мессенджеры и не просят код.
Звонок от маркетплейса
«Вам звонит служба доставки маркетплейса. Вам пришел заказ, но нужно подтвердить свою личность», – говорят людям мошенники по телефону.
Первый вариант схемы:

  1. Мошенник представляется сотрудником популярного маркетплейса или «Почты России» и говорит, что упаковка или накладная на товар, который вы заказывали, повреждена. Поэтому необходимо удостовериться, что «маркетплейс» разговаривает именно с получателем товара.
  2. Злоумышленник утверждает, что для этого вам нужно пройти «идентификацию» через Госуслуги.
  3. Мошенник отправляет ссылку на фальшивый сайт, похожий на Госуслуги. Если вы введёте там личные данные, они попадут к аферистам.
    Второй сценарий:
    Преступник звонит и говорит, что вам пришла посылка. Чтобы получить её, нужно выбрать пункт выдачи и сообщить «оператору» код из СМС. Так мошенники пытаются взломать ваш аккаунт на Госуслугах.
    Помните, что переходить по подозрительным ссылкам и называть коды из СМС по телефону нельзя.
    Фейковые сайты
    Мошенники создают поддельные сайты оплаты проезда по платным дорогам Москвы, включая Московский скоростной диаметр (МСД). Страницы выглядят почти как настоящие и индексируются в поисковиках.
    Вводите данные карты – с вас списывают деньги, но проезд так и остаётся неоплаченным. Но и это ещё не все: ваши банковские данные мошенники потом могут использовать в других схемах.
    Не игнорируйте предупреждения браузера и платите только через официальные ресурсы:
    – приложение «Парковки России»;
    – сайт msd.mos.ru;
    – Госуслуги;
    – банковские приложения, где указаны данные о вашем автомобиле.
    Сервисные сообщения
    «В целях безопасности данный аккаунт будет удалён через 20 часов, если аутентификация не будет завершена», – пишут мошенники в мессенджер якобы от имени «официальной сервисной службы» и прикрепляют фишинговую ссылку.
    По ней можно «пройти аутентификацию», «сохранить аккаунт» или «избежать блокировки». Ни в коем случае не переходите по ссылке! Иначе мошенники взломают вас и получат доступ к персональным данным.
    Они могут назвать свой аккаунт, например, Security и создать «секретный чат» – тогда рядом с именем профиля появится значок закрытого замка.
    Важно:
  • Значок замка не признак того, что вам пишет сервисная служба.
  • В сервисных сообщениях никогда не будет надписи «был(а) недавно/в…» – она стоит только у пользовательских аккаунтов. Вместо времени входа там написано «Служебные уведомления» или Service notifications.
  • Сервисная служба мессенджера не просит пройти аутентификацию или перейти по ссылкам. Как правило, она пишет, когда в ваш аккаунт пытается кто-то войти, или присылает уведомление с кодом для входа.
    Как в преступления втягивают молодежь и безработных
    Он молод, хочет лёгких денег и не всегда подозревает, что становится участником преступных схем. В МВД составили портрет курьера, который помогает мошенникам.
    Как правило, это молодой человек в возрасте от 17 до 25 лет, без высшего образования.
    В группе риска:
    – безработные или низкоквалифицированные работники;
    – те, кому срочно нужны деньги.
    Злоумышленники публикуют объявления в мессенджерах, соцсетях и анонимных чатах. Через них же курьеры получают инструкции. Например:
    – встретиться с обманутой жертвой под предлогом «защиты её средств» и перевода денег на «безопасный счёт»;
    – передать полученные деньги дальше по цепочке, в том числе с использованием криптовалют. Нередко в этом участвуют подставные лица.
    Как правило, вакансии выглядят безобидно: «логист», «курьер, доставляющий документы». Иногда соискатели получают поддельные документы, деньги на новую одежду и командировочные расходы.
    Мошенники обещают будущим работникам заманчивый заработок: «100 тыс. рублей за одну операцию» или «10% от всей суммы».
    Если вы согласитесь на такую работу, вам грозит арест и лишение свободы. Суд также может обязать вас выплачивать компенсации потерпевшим.

С 1 июня вступил в силу закон о борьбе с мошенниками

  • Сотрудники банков и госорганов не могут использовать иностранные мессенджеры для общения с клиентами. Если вам звонят в мессенджере и обещают оформить выплаты от государства, кладите трубку – это мошенники.
    • СМС от Госуслуг теперь будут приходить только после окончания звонка. Человек не сможет продиктовать его аферистам во время разговора.
  • Передавать сим-карту теперь можно только близким родственникам: родителям, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам, детям и внукам. Это поможет бороться с посредниками, которых мошенники используют, чтобы скрывать и обналичивать украденные деньги.