17 ноября жительнице Кондрова, ветерану труда, труженице тыла Анне Александровне Бушиной исполнилось 90 лет. Мы встретились с ней накануне дня рождения. Она рассказала о своей непростой жизни.
Родилась Анна Александровна в здешних местах, в деревне Богданово, и была у своих родителей первенцем. Вслед за ней с разницей в полтора года у матери появилось на свет еще трое сыновей и две дочки.
— Семья наша жила небогато, но и не бедствовала. Жили в небольшом, но теплом доме, обрабатывали 50 соток огорода, в хозяйстве держали корову, гусей, кур, индюшек. Все доставалось только своим трудом. Родители много работали, но нас, шестерых, воспитывали в любви и ласке. Мать не была обучена грамоте, а папа был человеком грамотным, не пил и не курил. Поэтому и назначили его на ответственную должность: председателем сельсовета.
В школе я проучилась только пять классов. А потом стала оставаться дома. Пока родители работали, я присматривала за младшими сестрами и помогала по хозяйству. Еду мама готовила всегда сама, а остальную домашнюю работу мы по силам делили с братьями. Я и корову доила, и за скотиной убирала. Летом все работали в огороде. Каждому выделялся свой кусочек участка, который нужно было вскопать, прополоть или полить. И у каждого были свои инструменты: небольшие лопатки, тяпки, ведерки. Помогали по дому мы всегда охотно. Эта любовь к труду, привитая родителями нам с детства, потом пригодилась в жизни.
Когда началась война, отца почти сразу призвали на фронт. А через два месяца матери пришло извещение: папа погиб. Для нас это стало страшным потрясением…
Осенью в деревню пришли немцы. Стали занимать дома, поселились и в нашем доме. Навалили на пол кучу соломы и ночью на ней спали. Чтобы им было теплее, велели матери не экономить дрова и хорошо топить печь. Помню, что на наш двор они привели много своих лошадей, а нас заставляли носить им воду. Фашисты вели себя нагло, но в нашей деревне особо не зверствовали. А в соседних деревнях издевались над стариками, детьми и женщинами, устраивали казни: многих людей расстреляли.
Оккупация тянулась почти два месяца, потом подошли наши войска, завязался бой. Отступая, немцы поджигали дома, уничтожали лошадей. От пожара народ попрятался, кто куда мог. На приусадебном участке у нас был вырыт довольно большой погреб. Вместе с нами там укрылись еще несколько семей, у всех дети. Мы толклись в тесноте, стоя между мешками картошки и кадушками с соленьями, долго ждали, пока все стихнет. Когда можно было выбраться наружу, первым делом люди бросились к своим дворам. Но спасать было нечего, остались одни пепелища. В деревне уцелели лишь пять домов и школа. Да еще оказалось, что вокруг все заминировано. Наши военные предупредили об этом жителей. Но некоторые все равно не убереглись: подходили к колодцам набрать воды и подрывались на минах.
Многие семьи, потерявшие крышу над головой, перебрались жить в землянки. В лесу, неподалеку от деревни, их строили в начале войны солдаты. Нашей матери, как многодетной, выделили хорошую землянку, офицерскую. В ней мы и прожили до конца войны. Трудились в колхозе. Было очень тяжело. Не понимаю, как нам удалось выжить и все преодолеть…
После войны мать приняла решение строить дом. Среди деревенских мужиков, вернувшихся с фронта, были плотники. Они нам срубили сруб, а к месту строительства мы его перевозили сами. Ни машин, ни лошадей в деревне не было, пришлось постепенно, по бревнышку таскать все на санках. Мужики сложили сруб, и получился у нас неплохой домик. Позднее мы его продали и переехали жить в Кондрово.
В колхозе меня назначили бригадиром, и шесть лет я работала, пока не встретила своего будущего мужа. Бригада строителей от Кондровского бумажного комбината приехала помогать нашим колхозникам. А я вела учет выполненных работ, делала разные замеры на поле. Так мы и познакомились с Михаилом. Встречались недолго, всего несколько недель, поняли, что любим друг друга. Свадьбу отметили очень скромно с близкими родственниками. Не было ни свадебного платья, ни фаты.
Мы с мужем сняли квартиру в Кондрове, встали в очередь на получение жилья. Я устроилась работать на бумажный комбинат. Сначала у нас родилась дочь Валя, а потом сын Саша. Все было хорошо в нашей семье, но однажды случилось большое несчастье: погиб на работе муж — его придавило краном. Больше замуж я так и не вышла. Детей пришлось самой растить. Спасибо, мама помогала.
Однажды вызывает меня директор и сообщает, что мы можем, наконец, заселиться в новую квартиру. А я его спрашиваю: будет ли там хоть небольшой участок земельки?
«Анна Александровна, ну какая ж земелька в многоквартирном доме? — говорит он. — Если вы уж так хотите свой огород, то есть один вариант: небольшая комната в доме с участком земли».
Я туда сходила, посмотрела, подумала и согласилась. Так и живу здесь до сих пор, только сын, когда уже стал взрослым, сделал небольшую пристройку.
Со временем дети выросли. Валентина после окончания школы отправилась в Москву, поступила учиться. Потом устроилась работать, вышла замуж, так в Москве и живет.
Окончил школу и Саша. Отслужив в армии, он начал работать на нашем комбинате, поступил в Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности. Выучился заочно, стал хорошим специалистом. Сыном я очень горжусь. Теперь он занимает важные посты: директор крупного предприятия ООО «Гигиена-Сервис», депутат. Конечно, он очень занятой человек, часто ездит в командировки. И поэтому, к сожалению, я его редко вижу. А вот дочь из Москвы приезжает каждую неделю. Привозит все, что нужно из продуктов, прибирает в доме. У меня есть племянники, внуки, правнуки. Можно сказать, что я счастливый человек, хочется только, чтобы здоровье не шалило.
На мой юбилей мы соберемся в субботу, когда будет нерабочий день. Отпразднуем большой дружной семьей в кафе. По этому случаю дочь мне уже и платье нарядное купила.
— Анна Александровна, как вы думаете, что помогает человеку долго жить? — спросила я.
— С детства я привыкла работать, очень люблю землю. И всю жизнь у меня был свой огородик. Даже сейчас, когда хожу, опираясь на палку, так хочется что-то копать, выращивать… Соседи удивляются, зачем мне нужно это в таком возрасте, ведь все овощи и фрукты теперь можно купить. А может быть, именно благодаря труду, я так долго живу на этом свете. Моя земля меня бережет, а мои дети — надежная опора.
Подготовила Елена Неделенко.