В последние дни уходящего года юбилейную дату отметила кондровчанка Анастасия Григорьевна Буторагина. 27 декабря ветерану труда исполнилось 90 лет.
Свое звание ветерана эта женщина заслужила по праву. И, конечно, ей было приятно услышать слова благодарности за многолетний доблестный труд от тех, кто пришел в этот день с поздравлениями. По традиции труженице тыла выразили самые добрые пожелания советник начальника управления специальной связи по Калужской области В.Ф.Сафронов, представитель районной администрации О.Н.Шмелева и представитель городского Совета ветеранов Е.Ю.Соловьева. Они вручили памятные подарки и передали Приветственный адрес Президента России.
А со мной Анастасия Григорьевна поделилась рассказом о своей нелегкой жизни:
— Наша многодетная семья жила в деревне Маковцы. Детей мать с отцом родили семерых: четыре мальчика и три девочки, я была третьим ребенком. Жили мы скромно, но не голодали, благодаря своему труду. На приусадебном участке не только овощи выращивали, а даже рожь сеяли. Родители трудились в колхозе, отец там занимал пост председателя.
Начальную школу я закончила в нашей деревне, а после четвертого класса учебу продолжать не стала, помогала матери в колхозе.
Когда началась война, отца из-за пожилого возраста на фронт не призвали. Поздней осенью 1941 года наша деревня попала под оккупацию. Немцы занимали дома, выгнали и нашу семью. Пришлось перебраться жить в погреб. Я запомнила, как фашисты заставляли жителей расчищать дороги.
Почти сразу после отступления немцев началась мобилизация молодежи: посылали кого в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а кого – в ремесленные училища. Меня вместе со старшей сестрой отправили в город Сталинск, сейчас это город Новокузнецк в Кемеровской области. Так я попала на металлургический комбинат. Поселили нас в бараках по 30 человек. После обучения начала работать в машинном зале дежурным электриком, а затем меня перевели в цех, где на специальном оборудовании резали, обрабатывали чугунные рельсы.
Домой я возвратилась спустя четыре года. В 1947 году поступила в калужский техникум учиться на ветеринара-зоотехника. Училась там три года, а потом устроилась в Кондровскую ветлечебницу. Затем перешла в колхоз, в деревню Потапово. Там познакомилась с будущим мужем, вскоре вышла замуж. Там же один за другим появились на свет трое сыновей.
В этом колхозе я проработала больше десяти лет. Лечить скот, делать прививки нужно было и в соседних деревнях. Трудно сосчитать, сколько за этот срок мне пришлось отмахать километров пешком, чтобы везде поспеть! Конечно, и ночью ходила. Потом научилась ездить на велосипеде. Помимо своей профессии, научилась быть и дояркой, и свинаркой, и телятницей, и пастухом. Если просили меня подменить кого-то, я всегда соглашалась помочь: бралась за любую работу, потому что не могла поступить иначе. Людей жалко было, особенно доярок. В те времена им приходилось доить коров вручную. А дома — свое хозяйство и огород. Спасибо свекрови, она помогала нянчить детей.
А потом меня перевели в районное управление сельского хозяйства. Мои братья и сестры разъехались из родительского дома кто куда, и мать к тому времени продала дом в деревне. Перебралась она жить в Кондрово: купила небольшой домик в районе станции Говардово. И вот сначала я стала жить у мамы, а потом и муж приехал сюда.
Все наши ребята отслужили в армии, двое закончили техникум. Стали жить самостоятельно: устроились на работу, обзавелись семьями. Теперь у меня уже три внука и две внучки, правнук и две правнучки.
В управлении я так и работала до самой пенсии. За добросовестный труд меня поощряли: пару раз давали путевку в санаторий.
Уже под старость мы с мужем Григорием Ивановичем купили эту квартиру, где я сейчас живу. Только пожили вместе в ней совсем недолго, меньше года. Девять лет назад муж умер, и теперь я тут одна…
Так жаль, что мне пришлось пережить и своего среднего сына… Его жена ко мне очень добра: часто навещает, помогает во всем. Ухаживает теперь за мной и старший сын Валерий: приносит продукты и необходимые лекарства.
Мой отец умер молодым, лет в 60. А вот мама долго жила, до 90 лет. Наверное, я так долго живу, благодаря ее генам, а еще благодаря тому, что никогда работы не боялась.
— Анастасия Георгиевна, — решилась я задать вопрос, — на своем веку вам пришлось пережить много трудностей. А что было самым тяжелым?
— Самое страшное, что может постичь человека, — это беспомощность и одиночество в старости. Я очень надеюсь, что мне, в мои девяносто, это не грозит, потому что верю: добро всегда возвращается.
Елена Неделенко.