Почетным 90-летним юбиляром 1 марта стала кондровчанка Евдокия Ивановна Юдина.
В день своего рождения она, несмотря на солидный возраст, хлопотала в фартуке, накрывая праздничный стол. Своей уважаемой маме-ветерану помогала дочь Маргарита. Вскоре пожаловали первые гости — представители областной и районной администраций, городского Совета ветеранов. В торжественной обстановке Евдокии Ивановне были зачитаны поздравления Президента Российской Федерации Владимира Путина и губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. С благодарностью выслушав добрые пожелания и приняв подарки, именинница поделилась рассказом о себе:
— Родом я из деревни Чемоданово Юхновского района. Нас пятеро родилось у отца с матерью, и все – девчата! Мама занималась нашим воспитанием и домашними хлопотами, а папа часто уезжал в Москву — зарабатывал пошивом обуви. Он был очень хорошим мастером, известным на всю округу. Когда мне исполнилось шесть лет, наша семья перебралась жить в Кондрово. Поселились в районе Маслово, где сейчас улица Пронина, обзавелись хозяйством и большим огородом, для отца нашлась работа в сапожной мастерской.
Вскоре я начала ходить в школу. Училась средне, но русский язык и литература были любимыми предметами. Особенно мне нравились стихи. Я и сейчас многие помню наизусть, могу прочесть отрывки из сказок и поэм Пушкина, кое-что из Некрасова…
Когда закончила семь классов, началась война. Папу сразу мобилизовали на фронт. В конце лета 1942 года молодежь из нашего района начали отправлять на Урал: кого — в ремесленные училища, кого — в школы фабрично-заводского обучения. Так я попала в Соликамск. Учили нас на химиков-лаборантов, а потом предстояла работа на химическом комбинате. Что там говорить, для многих пятнадцатилетних девчонок условия оказались очень тяжелыми. А я, к тому же, была маленького роста, щупленькая. Многие тогда сбегали домой. Я пробыла там месяцев пять, когда мама решила устроить мне побег: для этого наняла за деньги одного парня. Он приехал, представился всем моим братом, а мне вручил письмо. Мать писала, мол, слушайся его во всем, он тебе поможет! Мы сели в поезд. Парень, заранее забинтовав руку, изображал раненого солдата, а я, дескать, медсестра, сопровождаю его из госпиталя. Так благополучно мы добрались домой. У мамы в это время на квартире жил милиционер, он помог мне устроиться в Кондрове на завод. В цеху я работала за токарным станком – нарезала гайки. И один раз со мной едва не произошло несчастье. Кто-то меня окликнул, я отвлеклась и случайно влезла рукой в ту часть станка, которая находится под напряжением. Хорошо, что на ногах были резиновые галоши, могло и насмерть убить! Меня крепко ударило током и отбросило от станка. Я потеряла сознание, а потом еще несколько дней болела.
Летом 1943 года я решила поступать в педагогическое училище. Мы с подругами отправились в Калугу, но по дороге одна из девушек меня уговорила пойти учиться на фельдшера. В итоге я поступила в Калужскую фельдшерско-акушерскую школу.
Моя студенческая жизнь была голодная. Общежития не было, жила на частной квартире. В выходные приеду, бывало, домой, мама дает продукты на неделю: семь картошин да кусочек мяса или сала. Из этого я могла сварить суп. Когда отец после ранения в 1944 году оказался в калужском госпитале, я частенько к нему забегала после занятий. И каждый раз папа меня подкармливал, отдавая часть своей обеденной порции. После лечения отец вновь отправился на фронт, Победу ему довелось встретить в Германии.
Через три года учебы я вернулась домой и начала работать в районном отделе здравоохранения инспектором по охране материнства и младенчества. А через пару лет устроилась на Кондровский бумажный комбинат, в здравпункт. Там я трудилась до 63 лет. Работа очень нравилась, хоть и было ее всегда много, комбинат-то большой. Все говорили, что у меня легкая рука, что уколы делаю безо всякой боли. Конечно, ко мне обращались за помощью и дома: приходили соседи, родственники, друзья и просто знакомые. У кого что: порезы, ожоги, вывихи, переломы, — никому я не отказывала.
С будущим мужем мы познакомились в клубе, кода пришли с подругой смотреть кино. Как и мой отец, Вениамин был на фронте, закончил войну в Кенигсберге. Работал он слесарем на КБК. Мы друг другу понравились, начали встречаться и в 1949 году поженились. Этот дом, где сейчас я живу, мы построили практически своими силами. Через три года появилась на свет наша дочь Маргарита, а в 1964 году родился сын Игорь. Мой муж из-за болезни ушел из жизни рано, но одинокой я себя никогда не чувствовала, благодаря детям. Я очень ими горжусь: и дочка, и сын получили хорошее образование, у них замечательные семьи. Сейчас у меня трое внуков, растут четверо правнуков, и все — мальчишки. Один из внуков со своей семьей живет в нашем доме.
— Евдокия Ивановна, как вы считаете, что помогает человеку долго жить на земле? — спросила я.
— Я крепким здоровьем никогда не могла похвастаться: страдаю бронхиальной астмой и всегда ношу в кармане ингалятор. Однако руки, как говорится, не опускаю и стараюсь беречь то, что дала мне природа. Я в жизни не курила и не употребляла алкоголь, соблюдаю здоровую диету и не ем после шести вечера. Как профессиональный медик, до сих пор интересуюсь медицинской литературой и считаю, что в любом возрасте нужно соблюдать здоровый образ жизни, не сидеть без дела, двигаться.
— Да, мама всегда в движении, — подтверждает дочь Маргарита, — в своем почтенном возрасте все еще хлопочет по хозяйству, летом занимается грядками в огороде. А самое главное — она всегда была очень доброй, и относится к людям с душой.
Человек, который выбрал для себя профессию фельдшера, безусловно, должен иметь в своем характере такие черты, как отзывчивость, сострадание, желание помочь ближнему. Только так он сможет жить счастливо и иметь крепкую, любящую семью, оставляя за собой много прожитых лет. Здоровья, бодрости и хорошего настроения вам, Евдокия Ивановна! Желаем также встретить и столетний юбилей: с прежним оптимизмом и жизнелюбием.
Елена Неделенко.