12 июля 90 лет исполнилось Алевтине Никитичне Кузьминой. С детства она хотела стать учителем и осуществила свою мечту, посвятив жизнь детям.
Поздравив Алевтину Никитичну с юбилеем, я сразу отметила, что она бодра и отлично выглядит. Только вот в глазах застыла печаль.
— Почему у вас нет настроения в свой день рождения? — осмелилась спросить я.
— Полгода назад не стало моего супруга, — со слезами ответила именинница. — Мы были вместе 67 лет. До сих пор я не могу смириться с этой потерей. Мне было невыносимо находиться в доме, где все напоминает о нем. Хорошо, дочь забрала к себе жить. Сегодня я приехала в родные стены, нахлынули воспоминания. Вот и грущу.
Я постаралась отвлечь Алевтину Никитичну от печальных мыслей и попросила ее рассказать о себе. Она оказалась приятным собеседником, отлично помнит детали всех событий своего жизненного пути.
Родилась в деревне Куприяново. С детства мечтала стать учителем. Большую роль в появлении этого желания сыграла первая учительница Е.И.Соколова. Будучи школьницей, Алевтина всегда с восхищением смотрела, как Екатерина Ивановна передвигалась по классу, объясняла тему урока, объявляла отметки. Моя собеседница всегда была прилежной ученицей, получала одни пятерки, тянулась к знаниям. Казалось, столько всего интересного впереди. Но вот только пошла в пятый класс — и учебу пришлось прервать: началась война.
В конце оккупации немцы собрали всех жителей деревни и погнали в сторону Юхнова. Но вовремя подоспели наши солдаты. Все вернулись домой, живые и невредимые, только вот от родной деревни остались одни угли.
-Хорошо, что перед тем, как покинуть деревню, мать оставила двери дома и сарая открытыми, чтобы скот смог убежать. Корова наша провалилась в подпольный погреб, так и уцелела. И, конечно, это обстоятельство очень нам помогло в то время. Еще хорошо, что сохранилась печка: можно было приготовить еду. Остались небольшие съестные запасы в погребе. Мать помогала всем нуждающимся, раздавала соленья, картошку. Люди выживали, как могли, помогали друг другу. Сами первое время жили в погребе, пока заново дом не отстроили.
С особым волнением Алевтина Никитична вспоминает 1943 год, который был насыщен трагическими событиями. В этом году под Ленинградом погиб ее брат. Тогда же началась эпидемия тифа, от которой многие знакомые чахли и умирали на глазах. Чудом уцелела семья нашей героини. Время было очень тяжелое. После немцев осталось повсюду немало снарядов и мин, на которых подрывались местные жители, друзья-земляки.
В 1943 году комиссовали отца. Он вернулся с ранением, частично потерял зрение. Сразу же принялся за строительство дома. Много пришлось трудиться и Алевтине, которая помогала папе. Вместе с ним таскала тяжелые бревна и жерди. Научилась делать всю мужскую работу: и шкурить кругляки, и рубить, и косить. Физически трудиться не покладая рук Алевтине пришлось еще до войны в колхозе, где она вместе со всей деревенской молодежью вскапывала поля, по пять соток в день.
— Разве похожи мои руки на руки человека, который всю жизнь работал учителем? Одни мозоли, — с сожалением говорит А.Н.Кузьмина.
После войны Алевтине Никитичне все-таки удалось осуществить свою мечту. Окончив семь классов, девушка выучилась на учителя начальных классов в Кондровском педучилище. Сначала трудилась в Потаповской школе. Первые годы работать довелось вместе с ветераном педагогического труда Анной Абрамовной Жеваловой. Затем А.Н.Кузьмина стала учить деток Давыдовской школы. В процессе работы Алевтина Никитична поняла, что ей интересен еще один предмет, важный в жизни каждого человека — история. Поэтому она выучилась на историческом факультете в Калужском педучилище. И в скором времени стала преподавать ребятам историю и обществознание. Так и работала всю жизнь в школе. Ее общий педагогический стаж — 38 лет. Все свое свободное время Алевтина Никитична проводила за книгами. Больше всего любила читать историческую литературу.
— Когда старший внук Никита учился в школе, выполняя задание по истории, у него возникли трудности, — рассказывает Алевтина Никитична. — Дочь ему говорит: «Иди у бабушки спроси». А он с улыбкой отвечает: «Да откуда бабушка такое знает!». Но сам все-таки подошел. Помогла ему. Удивился, что историю знаю. С тех пор частенько бегал ко мне с вопросами.
Удивительно, что в семье Алевтины Никитичны почти все работали педагогами. Супруг, Иван Алексеевич, с которым она познакомилась в начале 50-х годов, закончил Кондровское педучилище и трудился в школе учителем физкультуры. Дочь, Елена Ивановна, пошла по стопам мамы и тоже стала учителем начальных классов. Тридцать пять лет она отработала в школе: сначала в селе Острожное, затем в Калуге. Учился в Калужском педучилище и сын, Сергей Иванович, но по специальности работать не стал: понял, что не его это дело.
Почти всю жизнь семья Кузьминых жила в деревне Куприяново. Супруги держали свое хозяйство: кур, овец, поросят, корову, лошадь. Вставали в пять утра с первыми петухами, чтоб накормить скотину. Ложились поздно, переделав массу дел. Такая жизнь им была по душе. Только в последние годы зимой жили в квартире в Кондрове. А летом по-прежнему переезжали на дачу.
И все-таки жизненный путь у юбиляра нелегкий. Алевтина Никитична пережила войну, послевоенную разруху. Но самое трудное в ее судьбе было пережить смерть сына и потерю еще одного близкого человека — супруга. Хорошо, что дочь с зятем и внуки Никита, Роман и Ольга рядом. Они всегда поддержат и помогут. Подрастают правнучки Виктория и Таисия, с которыми бабушка обожает проводить время. Так что жизнь продолжается.
Дарья Лобацевич.